Мурманский арктический государственный университет

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мурманский арктический государственный университет
(МАГУ)
Год основания 1939
Тип федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Ректор Шадрина Ирина Михайловна
Расположение  Россия, Мурманск
Кампус Мурманск, Апатиты, Кировск (Мурманская область)
Юридический адрес 183038, Мурманск, ул. Капитана Егорова, 15
Сайт http://www.masu.edu.ru/

Мурманский арктический государственный университет (МАГУ) — федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, расположенное в Мурманской области. Является одним из самых северных университетов мира, а также крупнейшим и старейшим вузом всей заполярной части Российской Арктики. В период с 2017 по 2021 гг. был одним из опорных университетов Российской Федерации[1][2][3].

История

Мурманский учительский институт (1939—1956)

Истоки. Мурманский учительский институт.

13 ноября 1939 года в г. Мурманске открылся двухгодичный вечерний учительский институт, позже ставший дневным. Институт должен был решать задачу обеспечения кадрами школы Мурманской области (ввиду постепенно растущего населения в регионе), подготавливая учителей 5-х — 7-х классов для общеобразовательных школ. Изначально существовало 3 отделения: физико-математическое, историко-филологическое и химико-биологическое (в дальнейшем естественно-географическое). Действовали ускоренные курсы и заочная подготовка учителей. Первоначально в институте училось 75 человек.

С началом Великой Отечественной войны институт прекратил работу и возобновил её только в 1944 году. Из-за нехватки преподавателей и материального обеспечения не приступило к работе естественно-географическое отделение, в институте насчитывалось 5 учебных аудиторий, в которых работало 17 преподавателей и обучалось 87 студентов при плане в 125 человек.

Для развития образовательного и научно-исследовательского потенциала института были приглашены специалисты из Москвы и Ленинграда, введены новые спецкурсы, на отделениях появились кафедры: марксизма-ленинизма, русского языка и литературы, педагогики и психологии, математики, физики, военно-физической подготовки. После окончания Великой Отечественной войны кроме учителей истории, русского языка и литературы, физики и математики, институт стал готовить учителей физкультуры. Стали проводиться занятия по машиноведению, изучению киноаппарата и фотографии. К середине 1950-х годов институтом было подготовлено около пятисот учителей. Некоторые его выпускники стали известными руководителями регионального уровня.

Мурманский государственный педагогический институт (1956—2002)

Студенты и сотрудники МГПИ на шествии. 1960-е годы.
Студенты и сотрудники МГПИ на шествии. 1960-е годы.

7 февраля 1956 года Совет Министров РСФСР отдал распоряжение о реорганизации Мурманского двухгодичного учительского института в педагогический институт с 5-летним сроком образования. Отделения института были преобразованы в историко-филологический и физико-математический факультеты. В 1959 году был организован факультет учителей начальных классов, который, сделав два выпуска, вынужден был прервать свою работу и продолжить её в 1978 году.

В 1962 году открылся факультет общественных профессий, направленный на получение студентами второй дополнительной профессии: театр, художественное чтение, хореография, вокал и хоровое искусство, кино, спорт, искусствоведение, музыка, сестринское дело и др.

Лекция по литературе у будущих педагогов. 1980-е.
Лекция по литературе у будущих педагогов. 1980-е.

С конца 1960-х годов, институт стал активнее проявлять себя в научном сообществе: публиковались научно-популярные книги, учебные и методические пособия по истории Кольского Севера с древнейших времён; закладывались основы литературного и лингвистического краеведения; разрабатывались новые направления в теории воспитания (в том числе театр как средство образования, этнопедагогика, музыкальное обучение и воспитание); развивались полевые археологические исследования, в рамках одного из которых в 1997 г. первокурсником МГПИ были обнаружены уникальные наскальные изображения (петроглифы) в районе Канозера.

В 1973 году впервые стали готовить учителей иностранного языка. Позднее появились другие новые специальности и факультеты: дошкольного воспитания (1989), повышения квалификации руководителей народного образования (1991), иностранных языков (1994), естественно-экологический (1998), художественного образования (1999).

В конце 1980-х годов в институте заработало учебное телевидение, появились компьютерные классы, началась подготовка учителей информатики. В этот же период начинают развиваться международные связи с Лапландским университетом Рованиеми (Финляндия), Политологическим институтом Гронингена (Нидерланды), Университетом Лулео (Швеция). К концу 1990-х в вузе по 28 специальностям обучалось около шести тысяч человек, появилась своя аспирантура и диссертационные советы по общей педагогике и отечественной истории, была создана система учебных центров, оказывающих населению дополнительные образовательные услуги.

Мурманский государственный педагогический университет (2002—2010)

В связи с расширением направлений подготовки и укрупнением материально-технической базы в 2002 г. МГПИ был переименован в университет: в структуре вуза было 30 кафедр и 15 научно-исследовательских лабораторий, работали 22 доктора и 128 кандидатов наук. В этот период стали открываться новые образовательные программы по двухуровневой системе образования в рамках Болонского соглашения (бакалавриат и магистратура), в университете стала работать аспирантура по 10 научным специальностям.

В МГПУ был создан первый на Северо-Западе России межрегиональный Центр специального образования, в задачу которого входили разработка и внедрение современных технологий в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Благодаря более активной научно-исследовательской работе преподавателей вуза и расширению спектра академических интересов, начался обмен делегациями студентов и преподавателей с вузами Нидерландов, Финляндии, Норвегии, Швеции и США. В рамках международной деятельности в МГПУ работали Французский ресурсный центр, Центр немецкой литературы, Баренц-клуб, филиал кафедры «ЮНЕСКО» РГПУ им. А. И. Герцена.

В этот же период начинают более активно развиваться волонтёрские, спортивные и культурные объединения студентов, заслуги которых неоднократно были оценены на региональных, всероссийских и международных конкурсах, конференциях и прочих мероприятиях.

Мурманский государственный гуманитарный университет (2010—2015)

Ввиду того, что вуз стал ведущим центром гуманитарных исследований в Мурманской области, он был переименован из педагогического в гуманитарный. В университете работало 28 докторов наук и профессоров и 116 кандидатов наук и доцентов, многие из которых были награждены знаками отличия в сфере образования, науки, культуры и спорта за выдающиеся заслуги, связанные с достижениями в профессиональной деятельности.

В 2013 году 13 образовательных программ МГГУ вошли в число лучших образовательных программ России по итогам Всероссийского конкурса «Лучшие образовательные программы инновационной России».

Так как вуз ориентировался не только на педагогические, но и на иные гуманитарные проблемы российского заполярья и приграничных территорий России, Норвегии и Финляндии, МГГУ начал теснее сотрудничать с зарубежными вузами в сфере северных исследований, философии, социальной работы и дизайна, реализуя совместные образовательные, научные и социальные проекты[4].

Мурманский арктический государственный университет (2015 — настоящее время)

Работа студентов-дизайнеров в коворкинг аудитории.
Работа студентов-дизайнеров в коворкинг аудитории.

Активная вовлечённость университета в социальную и экономическую повестку региона, а также рост заинтересованности российской внешней и внутренней политики в тематике Арктики привели к тому, что в 2015 году вуз был переименован из гуманитарного в арктический. Это поспособствовало тому, что вуз получил два дополнительных кампуса в городах Кировск (бывший Хибинский Технический Колледж) и Апатиты (бывший филиал Петрозаводского государственного университета). Кроме того, в 2017 году вузу был присвоен статус опорного.

Студенты-медики МАГУ на занятии по анатомии
Студенты-медики МАГУ на занятии по анатомии

За три года после приобретения статуса «Арктический» МАГУ расширил спектр научной деятельности, включая такие сферы как естественно-научная (физика верхней атмосферы Земли, технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи, рациональное природопользование), техническая (разработка информационных технологий комплексного анализа функционирования и надёжности промышленно-природных комплексов, аппаратно-программные интерфейсы, компьютерный анализ и интерпретация данных) и социально-гуманитарная (социальные аспекты жизнедеятельности человека в условиях Евро-Арктического региона; микро- и макропроцессы в социально-экономических системах Евро-Арктического региона; арктическое право; инновационные процессы в образовании с учётом особенностей развития Евро-Арктического региона; теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры; Европейский Север: история, культура и идентичность; Арктика и приарктические регионы: исторические и философские парадигмы осмысления; язык, культура и межкультурные коммуникации в глобализирующемся мире и Евро-Арктическом регионе; дизайн, искусство и культура северных территорий).

В период с 2015 по 2018 годы вуз активно повышал свою публикационную активность (в том числе в изданиях, индексируемых в международных базах данных научного цитирования (Web of Science, Scopus) и привлекал финансирование на осуществление проектной деятельности (в частности научно-исследовательской), в том числе и из иностранных источников

В этот же период университет реализовывал ряд стратегических проектов (в частности «МАГУ — научно-технологический хаб региона» и «Креативный город — территория развития»), участвовал в формировании экономических кластеров развития региона (горно-химический и металлургический кластер, транспортно-логистический кластер, туристско-рекреационный кластер, кластер северного дизайна), совместно с КНЦ РАН создал информационно-аналитическую площадку (занимающуюся экспертной информационно-аналитической деятельностью по некоторым отраслям экономики Арктики), а также впервые открыл образовательную программу по медицинскому направлению[5]

Научно-исследовательская деятельность

Согласно протоколу заседания межведомственной комиссии по оценке результативности деятельности организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, под председательством Министра науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет в 2021 году был отнесён ко второй категории организаций из трёх, став лидером во второй волне оценки вузов и научных учреждений всей страны[6].

В это же время, показатели головного кампуса МАГУ по количеству полученных грантов расчёте на 100 НПР, по числу публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитических системах научного цитирования РИНЦ, Web of Science и Scopus, а также по количеству их цитирований в 1,5 — 2 раза превышали медианные значения показателей государственных и муниципальных вузов по всех стране[7].

Традиционно, научные изыскания вуза концентрировались на педагогических и социально-гуманитарных аспектах жизни на Кольском севере и в приграничье, однако статус «Арктического» и «опорного» расширил спектр тематик научно-исследовательских работ сотрудников и студентов вуза, а также их географию.

В настоящий момент наиболее перспективными направлениями научно-исследовательской деятельности МАГУ являются:

Основные
Дополнительные
  • Мониторинг и сохранение природных экосистем Арктики
  • Климат и космическая погода
  • Цифровые технологии в горнодобывающей промышленности
  • Транспорт и логистика в Арктике
  • Арктическая урбанистика и комфортная городская среда
  • Арктический туризм
  • Здоровье человека на Севере
  • Арктическая педагогика и инклюзивное образование
  • Медиа-доступность и доступная среда
  • Арктические культура, искусство и дизайн
  • Молодёжное предпринимательство, малый и средний бизнес Арктики
  • Языковое разнообразие Арктики
  • IT, большие данные и анализ данных в прикладных исследованиях Арктики
  • История и международные отношения в Северной Европе
  • Предупреждение чрезвычайных ситуаций в Арктике
Работы по документации экосистемы озера Могильного в рамках проекта Русского географического общества
Работы по документации экосистемы озера Могильного в рамках проекта Русского географического общества

На начало 2022 года в вузе функционирует несколько научно-исследовательских лабораторий:

  • Мониторинг и сохранение природных экосистем Арктики;
  • Компьютерное моделирование физических процессов в околоземной среде (разработчик Модели верхней атмосферы Земли);
  • Анализ данных и искусственный интеллект в арктических исследованиях;
  • Научно-исследовательская лаборатория социологических исследований;
  • Лаборатория антропологических исследований;
  • Исследование структуры и свойств физико-технологических материалов горной и электротехнической промышленности;
  • Моделирование технологических процессов добычи и переработки полезных ископаемых;

а также Международный информационно-аналитический центр междисциплинарных исследований развития Арктической зоны Российской Федерации, Тундровая исследовательская станция, научная школа «Организация деятельности органов государственной и муниципальной власти в Российской Федерации». Кроме того, МАГУ является региональной базой для отделений таких Российских научных обществ, как «Российское общество политологов», «Российское общество социологов», Российское общество «Знание», «Российское философское общество», «Российское военно-историческое общество»[8].

Образовательная деятельность

МАГУ реализует обучение в очной, заочной и очно-заочной форме по программам среднего профессионального образования, высшего образования (бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура) и дополнительного образования. Общее количество студентов по всем направлениям и формам подготовки в 2021 году — около 4000 человек.

На 2022 год МАГУ имеет государственную аккредитацию по следующим укрупнённым группам профессий, специальностей и направлений подготовки[9]:

Высшее образование
Среднее профессиональное образование
Бакалавриат
Магистратура
Специалитет
Аспирантура
01.00.00 Математика и механика

02.00.00 Компьютерные и информационные науки

05.00.00 Науки о земле

06.00.00 Биологические науки

09.00.00 Информатика и вычислительная техника

13.00.00 Электро- и теплоэнергетика

14.00.00 Ядерная энергетика и технологии

16.00.00 Физико-технические науки и технологии

37.00.00 Психологические науки

38.00.00 Экономика и управление

39.00.00 Социология и социальная работа

40.00.00 Юриспруденция

42.00.00 СМИ и информационно-библиотечное дело

43.00.00 Сервис и туризм

44.00.00 Образование и педагогические науки

45.00.00 Языкознание и литературоведение

46.00.00 История и археология

49.00.00 Физическая культура и спорт

54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств

06.00.00 Биологические науки

09.00.00 Информатика и вычислительная техника

16.00.00 Физико-технические науки и технологии

38.00.00 Экономика и управление

39.00.00 Социология и социальная работа

40.00.00 Юриспруденция

42.00.00 СМИ и информационно-библиотечное дело

44.00.00 Образование и педагогические науки

45.00.00 Языкознание и литературоведение

46.00.00 История и археология

21.00.00 Прикладная геология,

горное дело, нефтегазовое дело и геодезия

31.00.00 Клиническая медицина

05.00.00 Науки о земле

38.00.00 Экономика и управление

39.00.00 Социология и социальная работа

40.00.00 Юриспруденция

44.00.00 Образование и педагогические науки

45.00.00 Языкознание и литературоведение

46.00.00 История и археология

47.00.00 Философия, этика и религиоведение

08.00.00 Техника и технологии строительства

09.00.00 Информатика и вычислительная техника

13.00.00 Электро- и теплоэнергетика

15.00.00 Машиностроение

21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия

38.00.00 Экономика и управление

40.00.00 Юриспруденция

43.00.00 Сервис и туризм

54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств

Доля МАГУ на рынке высшего образования Мурманской области составляет: 100 % по направлениям «Образование и педагогические науки», «Здравоохранение и медицинские науки», «Гуманитарные науки», «Искусство и культура»; около 70 % по направлению «Науки об обществе»; более 50 % по направлению «Математические и естественные науки»; а также 20 % — «Инженерное дело, технологии и технические науки»[10].

Структура

Академическая структура МАГУ подчинена территориальному расположению кампусов вуза, а также тематическому функционалу самих подразделений[11].

Высшее образование
Среднее профессиональное образование
Мурманск
Апатиты
Мурманск
Кировск
Институт креативных индустрий и предпринимательства
  • Кафедра искусств и дизайна
  • Кафедра сервиса и туризма
  • Кафедра экономики и управления

Институт лингвистики

  • Кафедра иностранных языков
  • Кафедра филологии и медиакоммуникаций

Психолого-педагогический институт

  • Кафедра педагогики
  • Кафедра психологии и коррекционной педагогики

Социально-гуманитарный институт

  • Кафедра истории и права
  • Кафедра философии и социальных наук

Факультет математических и естественных наук

  • Кафедра естественных наук
  • Кафедра математики, физики и информационных технологий

Факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности

  • Кафедра физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности

Юридический факультет

  • Кафедра юриспруденции

Другие кафедры

  • Кафедра клинической медицины
Филиал МАГУ в г. Апатиты
  • Кафедра общих дисциплин
  • Кафедра экономики, управления и социологии
  • Кафедра информатики и вычислительной техники
  • Кафедра физики, биологии и инженерных технологий
  • Кафедра горного дела, наук о Земле и природообустройства
Колледж МАГУ Филиал МАГУ в г. Кировске

Сотрудничество

Индустриальное

Число предприятий, с которыми МАГУ заключил договоры на подготовку специалистов и которые предъявляют базу для прохождения производственной практики студентов — около 300[7]. В рамках подобных соглашений практически 100 % выпускников технического профиля Апатитского филиала МАГУ трудоустраиваются ещё до окончания обучения в университете. Среди компаний, с которыми заключены договоры о сотрудничестве — Новатек, Норникель, Фосагро, Epiroc, Северсталь, Росатом, Еврохим, Мурманский морской торговый порт и т. д. Превалирующая доля средств в доходах от научных исследований и разработок поступает не от государственных и некоммерческих фондов, а от индустриальных партнёров.

Международное

Студенты и сотрудники МАГУ вместе с коллегами из Норвегии и Финляндии на встрече по международному проекту в Торнио (Финляндия)
Студенты и сотрудники МАГУ вместе с коллегами из Норвегии и Финляндии на встрече по международному проекту в Торнио (Финляндия). 2019 г.

МАГУ является одним из наиболее активных центров развития международного сотрудничества в Арктике и в частности — в Баренцевом Евро-Арктическом регионе. Данное сотрудничество реализуется в формах совместной научно-исследовательской деятельности, проведения научных мероприятий, сотрудничества в области редакционно-издательской деятельности, международной академической мобильности преподавателей и студентов, разработки совместных краткосрочных курсов, совместной социально-культурной деятельности, привлечения иностранных студентов.

Вуз является членом таких международных университетских ассоциаций, как Университет Арктики, Национальная ассоциация Арктики и Антарктики, Российско-Кыргызский консорциум технических университетов, а также реализует сотрудничество с образовательными, культурными и научно-исследовательскими организациями из Норвегии, Финляндии, Беларуси, Индии, Кыргызстана, КНР, Германии, Сербии, Польши, Франции[12]. Для финансирования международных проектов, проводимых сотрудниками вуза, привлекаются средства различных международных фондов и организаций, в том числе Barents+; CBC Kolarctic; Diku; The Norwegian Barents Secretariat; NordFosk; Erasmus+ и т. д.

Известные преподаватели

Известные выпускники

Спорт

Культура и наука

Примечания

  1. По итогам второго конкурсного отбора программы создания опорных университетов 22 вуза станут опорными Архивная копия от 27 апреля 2017 на Wayback Machine // Минобрнауки России, 18.04.2017 года.
  2. Вызов для вузов, Коммерсант (17 апреля 2017).
  3. Список опорных вузов в России пополнили 22 региональных университета. Interfax.ru. Дата обращения: 21 сентября 2022.
  4. История университета. www.masu.edu.ru. Дата обращения: 2 февраля 2022.
  5. Г. Г. Гогоберидзе, М. А. Князева, Е. А. Румянцева. Мурманский арктический государственный университет – научно-образовательный центр региона // Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia). — 2019-03-08. — Т. 28, вып. 3. — С. 106–115. — ISSN 2072-0459. — doi:10.31992/0869-3617-2019-28-3-106-115.
  6. Мурманский арктический университет возглавил вторую категорию вузов. news.myseldon.com. Дата обращения: 2 февраля 2022.
  7. 7,0 7,1 Мониторинг (ВО). monitoring.miccedu.ru. Дата обращения: 2 февраля 2022.
  8. Научно-исследовательская деятельность — МАГУ. www.masu.edu.ru. Дата обращения: 2 февраля 2022.
  9. Документы ФГБОУ ВО «МАГУ». www.masu.edu.ru. Дата обращения: 2 февраля 2022.
  10. Мониторинг (ВО). monitoring.miccedu.ru. Дата обращения: 2 февраля 2022.
  11. Кафедры. www.masu.edu.ru. Дата обращения: 2 февраля 2022.
  12. Международная деятельность. www.masu.edu.ru. Дата обращения: 3 февраля 2022.

Ссылки