Муркос, Георгий Абрамович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Георгий Абрамович Муркос
Дата рождения 1846(1846)
Место рождения Дамаск, Османская империя
Дата смерти 20 февраля (5 марта) 1911(1911-03-05)
Место смерти Дамаск, Османская империя
Научная сфера Востоковедение
Альма-матер Санкт-Петербургский университет
Учёное звание профессор

Георгий (Юрий) Абрамович Муркос (1846, Дамаск — 1911, Дамаск) — российский востоковед-арабист и религиозный деятель арабского происхождения, духовный писатель (псевдоним Русский паломник[1]). Был вторым арабом в истории России, возглавившим кафедру в звании профессора[2].

Биография

Родился в семье православных арабов-христиан, его отец Авраам был священником и приближённым антиохийского патриарха[3]. Образование получил сначала в Константинополе — в Эллинской школе Фенера на острове Халки[4], потом в России — в Санкт-Петербургской духовной семинарии и на восточном факультете Санкт-Петербургского университета.

В июле 1871 года принял присягу на подданство Российской империи и стал исправлять должность экстраординарного профессора специального класса кафедры арабской словесности в Лазаревском институте восточных языков. Из-за незнания «новых языков» он не мог сдать магистерского экзамена и оставался в этой начальной должности 30 лет, до выслуги лет. После этого он продолжал служить до 1906 года в московском главном архиве Министерства иностранных дел.

Фанариотская школа не помешала ему стать врагом господства фанариотской ксенократии на его родине, и он, в противоположность консерватору-отцу, примкнул к так называемой либеральной арабской партии и стал непримиримым противником греческой патриархии.

Георгий Муркос — автор нескольких работ по арабистике. Он перевёл с арабского «Муаллака Имру-уль-Кайса», написав к нему предисловие с объяснением термина «Муаллака» и дав краткие биографические сведения об Имру-уль-Кайсе (Москва, 1882 и Санкт-Петербург, 1885) Им была переведена арабская рукопись «Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в первой половине XVII века» («Чтения Московского общества истории и древностей российских». Вып. 1—5. — 1896—1900 и отд. изд.) Им также были изданы: «Новейшая литература арабов» (во II томе «Всеобщей истории литературы» Корша и Кирпичникова), «Извлечения из Корана и других авторитетных мусульманских книг об отношениях к иноверцам» (Москва, 1877).

Когда болгары решили избавиться от греческого духовного владычества, Муркос, считая положение болгар и православных арабов вполне тождественным, напечатал статью «Мнение православных арабов о греко-болгарской распре» («Православное Обозрение». — 1880) и стал помещать в «Московских ведомостях» (под псевдонимом «Русский паломник») исторические исследования об отнятии имений Св. Гроба фанариотами у православных арабов, проекты борьбы с фанариотами и корреспонденции из Сирии и Палестины, куда часто ездил, о фанариотских злоупотреблениях. Фанариоты же издали против Муркоса книгу «Новые поборники Православия» (М., 1892).

Муркос являлся действительным членом Московского археологического общества (член-корреспондент с марта 1888).

В 1906 году Г. А. Муркос уехал на родину, где спустя пять лет скончался от паралича.

Примечания

  1. Русский паломник // ЭНИ «Словарь псевдонимов» / Масанов И. Ф. Изд-во Всесоюзной книжнойпалаты, 1960. — С. 327.
  2. Крачковский И. Ю. Очерки по историй русской арабистики. — М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1950. — С. 161.] — (Итоги и проблемы современной науки / Акад. наук СССР).
  3. daftar isi+editorial441.pmd
  4. Изучение Ближнего Востока в России (XIX-начало XX в.). — М.: «Наука», 1968. — С. 183.

Литература