Перейти к содержанию

Мурашко, Николай Иванович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Николай Иванович Мурашко
Место рождения Глухов, Российская империя
Учёба Петербургская Академия художеств

Николай Иванович Мурашко (рус. дореф.: Николай Ивановичъ Мурашко; 8 [20] мая 1844, Глухов, Черниговская губерния, Российская империя — 9 [22] сентября 1909, Буча, Киевская губерния, Российская империя) — русский[1] и украинский[2][3] художник, педагог и мемуарист. Выпускник Санкт-Петербургской академии художеств, ученик А. В. Прахова[4]. Преподаватель ремесленной школы Н. А. Ригельмана, инициатор создания и руководитель учреждённой на средства мецената И. А. Терещенко Киевской рисовальной школы, выпускники которой следовали принципам передвижников. Дядя художника-портретиста Александра Мурашко, открывшего свою собственную артель.

Биография

Портрет работы И. Репина, 1866.

Николай Мурашко родился в семье резчика по дереву, изготовлявшего церковные иконостасы. С 1858 года — Мурашко проживал в Киеве. С 1863 по 1868 год учился в Санкт-Петербургской Академии художеств. Из-за болезни Мурашко не смог окончить академию и был вынужден перебраться из Санкт-Петербурга на юг — в Воронеж.

В октябре 1867 года он прислал в Академию художеств свои рисунки с просьбой предоставить ему звание учителя рисования на основании этих работ. Просьба Мурашко была удовлетворена и он получил диплом заочно, фактически, не завершив обучение. В 1868—1870 гг. Мурашко преподавал рисунок в Первой мужской гимназии, затем в реальном училище в Киеве. В 1875—1901 руководил основанной им Киевской рисовальной школой. По собственному признанию, к созданию школы Мурашко подвиг успешный пример учителя рисования В. Тимофеева, создавшего Новгород-Северскую частную школу.

В 1885 году Мурашко выехал заграницу, с целью ближе познакомиться с работами итальянских мастеров. По пути он заехал в Польшу, чтобы лично познакомиться с Яном Матейко. В просьбе об аудиенции, адресованной польскому мастеру, Мурашко писал: «Русский живописец на пути в Рим на поклонение нашим великим старым мастерам долгом счёл также лично засвидетельствовать своё почтение великому, уважаемому мастеру»[5]. После встречи с Матейко Мурашко вспоминал о том, как в Польше бродили ложные слухи о том, что в Киеве существует квота на польских студентов, желавших обучаться живописи, подобная квоте на еврейских студентов. В своих мемуарах художник подчёркивал, что, создавая свою школу, он руководствовался принципом равенства возможностей для всех желающих и отсутствием любых квот по национальному признаку.

Киевская рисовальная школа Николая Мурашко дала пропуск в профессионалы многим художникам. Среди них были такие мастера как: Н. Пимоненко, В. Серов, Х. П. Платонов, Г. Дядченко, К. Крыжицкий.

Школа Н. Мурашко давала реальную возможность получить художественное образование детям бедняков. Так, Мурашко, оценив несомненный талант юного Николая Пимоненко, уговорил содержавшего Киевскую рисовальную школу мецената Н. И. Терещенко, принять мальчика в школу бесплатно. Школа просуществовала более 25 лет и была закрыта 22 мая 1901 года.

Н. Мурашко изучал опыт преподавания в лучших российских и зарубежных школах. В 1985, 1891, 1894 годах художник путешествует в Краков, Вену, Париж, Болонью, Флоренцию и Рим, чтобы ознакомиться с деятельностью художественных школ и академий.

Последние годы жизни Н. Мурашко провел в селении Буча под Киевом. Именно там он написал мемуары «Воспоминания старого учителя».

Творчество

Портрет работы И. Репина, 1882

В конце 70-х годов художник усердно занимается пейзажной живописью. Позже, в 80—90-х годах ХІХ века Мурашко создаёт серию пейзажей «Речка Тетерев», «Коростышев», «Крым», «Берег Ай-Петри», «Мечеть», «Вид Боярки» и другие. Все эти работы были высоко оценены, а некоторые приобретены для музея Академии художеств. В этот же период художник написал несколько портретов, лучшим из которых считается портрет Н. Н. Ге: он написан в традициях русской реалистической живописи, с большой психологической выразительностью отображает образ художника.[6]

Часто обращался художник к изображению днепровских просторов. Наиболее характерным и удачным является его пейзаж «Над Днепром», который впечатляет своей реалистичностью и ненадуманностью.

Работы

  • «Портрет Тараса Шевченко» (1864—67);
  • «Портрет Петра Могилы» (1868);
  • «Околица Киева» (1879);
  • «Речка Тетерев» (1886);
  • «Коростышев» (1886);
  • «Осень» (1890-е гг.);
  • «Днепр» (1890-е гг.);
  • «Над Днепром» (1890-е гг.);
  • «Вид Боярки» (1890-е гг.);
  • «Крым» (1892);
  • «Берег Алупки» (1894);
  • «Портрет Николая Ге» (1906).

Литературные произведения

Примечания

    • Мурашко Н. И. Воспоминания старого учителя / Киевская рисовальная школа. 1875—1901. — Киев: тип. С. В. Кульженко, 1907. с. 7-10, 21, 144.
    • Кондаков С. Н. Список русских художников к Юбилейному справочнику Императорской Академии художеств. СПб. 1915, репр. М., 2013. C. 134.
    • Petrova Y. Play and passion in Russian fine art. St. Petersburg: Palace Editions, 1999. P. 352.
    • Milner J. A Dictionary of Russian and Soviet Artists, 1420-1970. Sothebys Pubns, 1993. P. 83.
  1. МУРА́ШКО//Большая российская энциклопедия
  2. МУРАШКО Николай Иванович (1844-1909)//Большой энциклопедический словарь
  3. Мурашко Н. И. Воспоминания старого учителя / Киевская рисовальная школа. 1875—1901. — Киев: тип. С. В. Кульженко, 1907. с. 19.
  4. Мурашко Н. И. Воспоминания старого учителя / Киевская рисовальная школа. 1875—1901. — Киев: тип. С. В. Кульженко, 1907. С. 144.
  5. Ігор Шаров, Анатолій Толстоухов. Художники України: 100 видатних імен. — К.: АртЕк, 2007. — C. 32-33. ISBN 966-505-134-2 (укр.)

Источники

  • Турченко Ю. Я. Н. И. Мурашко. — К.: 1956.
  • Турченко Ю. Я. Київська рисувальна школа. — К.: 1956. (укр.)
  • Марина Дроботюк. Зміни до атрибуції портрета пензля Іллі Рєпіна з колекції Атенеум (Гельсінкі)/ Музей як невід’ємна складова відкритого соціокультурного середовища. Матеріали Всеукраїнської науково-практичної конференції (з нагоди 40-річчя заснування Музею мистецтв Прикарпаття). Івано-Франківськ: Лілея-НВ, 2020. – С. 165-169

Ссылки