Мулир Младший, Питер
Питер Мулир Младший | |
---|---|
Питер Мулир Младший, Пьетро Темпеста (нидерл. Pieter Mulier de Jonge, итал. Pietro Tempesta; 1637, Харлем — 29 июня 1701, Милан) — голландский и итальянский живописец. Прозвание «Темпеста» (итал. tempesta — «буря, шторм, гроза») получил за свои пейзажи, на которых изображал бурное море.
Биография
Родился в 1637 году в Харлеме, Голландия, в семье фламандского происхождения. Учился живописи у своего отца, художника-мариниста Питера Мулира Старшего (ок. 1615—1670), который был учеником Симона Флигера.
В семнадцать лет Мулир Младший отправился в Антверпен, где учился в школе известного анималиста Франса Снейдерса и сам рисовал животных. После этого Питер Младший уехал в Италию и больше на родину не вернулся.
Сперва (1656—1670) он жил в Риме, женился на местной уроженке и стал отцом в 1657 году. В дальнейшем работал в области Венето и в самой Венеции, а затем в Генуе, где был заключён на восемь лет в тюрьму по обвинению в убийстве своей первой жены. После 1684 года творческая деятельность Темпесты была связана с Ломбардией. Там он оставался до конца жизни и умер в Милане в 1701 году.
При жизни он пользовался громкой славой, жил как вельможа и был весьма колоритной личностью.
Творчество
Пьетро Темпеста известен как пейзажист и анималист. Главное место в его творчестве занимают морские пейзажи, благодаря которым он и получил своё итальянское прозвание. Стиль этих полотен во многом сложился под влиянием отца, Питера Мулира Старшего, а также голландских и фламандских маринистов, таких как Ян Бланкерхоф, Людольф Бакхёйзен и Матье ван Платтенберг. В своих пейзажах художник воплотил и развил мотивы, получившие в Риме распространение благодаря Гаспару Дюге, Сальватору Розе и Пьетро Тесте. Полотна Темпесты представляют нам морские бури, корабли в минуту опасности и кораблекрушения. Живописец с исключительным мастерством изображал бушующее море и грозовое небо. Значительное количество работ составляют ночные пейзажи, в которых сказалось влияние на живописца работ Якопо Бассано и его сыновей. Другая составляющая творческого наследия Темпесты — ландшафтные пейзажи, которые зачастую служат не более чем фоном для изображения человеческих фигур и животных. Писал Темпеста также и фрески. Произведения, созданные ближе к концу жизни, показывают, что фантазия художника стала ярче, а палитра — богаче.
Среди итальянских пейзажистов в период между 1670—1700 гг. Темпесте принадлежит главное место.
Интересные факты
Питеру Мулиру очень нравилось его латинизированное имя — Petrus de Mulieribus, поскольку в нём можно было усмотреть меткий каламбур, отражавший страсть художника к женщинам (латинское de mulieribus можно приблизительно передать по-русски как «женский»).