Музыкальный ансамбль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова

Анса́мбль (от фр. ensemble «вместе, множество») — совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками и само музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей[прояснить].

Виды ансамблей

В зависимости от количества исполнителей (от двух и более) ансамбль называется дуэтом, трио (терцетом), квартетом, квинтетом, секстетом, септетом, октетом, нонетом, дециметом, ундециметом или дуодециметом (по латинским названиям чисел).

Из области академической музыки название «ансамбль» распространилось в некоторые другие: в частности, в советской эстрадной музыке 1970-х гг. был широко распространён термин ВИА (вокально-инструментальный ансамбль).

Специфика ансамблевой игры

Умение играть с одним или несколькими партнерами составляет одну из важнейших сторон профессионального мастерства музыканта-исполнителя[1]. Сольное выступление артиста (без аккомпанемента, без партнеров) возможно лишь в очень ограниченных сферах инструментальной деятельности (концерты пианистов, органистов). В своём письме Е. К. Альбрехту Бородин писал:

Я глубоко убежден, что камерная музыка представляет одно из самых могущественных средств для развития музыкального вкуса и понимания.

Первые попытки описания манеры игры и технических особенностей, присущих различным камерно-инструментальным ансамблям, были предприняты в работах Л. Н. Раабена «Вопросы квартетного исполнительства» (1960г.), «Инструментальный ансамбль в русской музыке», (М., 1961), «Советская камерно-инструментальная музыка» (М.,1963). Выдающийся советский педагог А. Готлиб сравнивал пианиста-солиста с чтецом, а пианиста-ансамблиста — с актёром, участвующим в спектакле. Чтец адресует своё выступление непосредственно аудитории, актёр – партнёру. Чтец исполняет произведение целиком, актёр – свою роль, то есть часть целого.

Для того, чтобы успешно играть в музыкальном ансамбле, музыканту недостаточно свободно владеть своим инструментом. Игра музыканта в ансамбле отличается от сольного выступления как особый вид исполнительского искусства, предполагающий формирование и развитие специальных знаний и навыков, специфически ансамблевых исполнительских качеств. Одним из них является навык, который А. Готлиб называл «ансамблевой фокусировкой слуха»: если пианист-солист привык слушать себя и только себя, то пианист-ансамблист должен отказаться от привычной для солиста фокусировки слуха, так как звучание его инструмента уже не представляет собой единственной, самодовлеющей ценности и зависит от звучания других инструментов ансамбля[2]. Книга А. Готлиба «Основы ансамблевой техники» (1971 г.), где понятие «ансамблевая техника» вводится в музыкальную педагогику, считается важным вкладом в исследование вопросов теории и практики ансамблевого исполнительства и до сих пор не утратила свою актуальность[1].

Ансамблевые произведения в современной музыке

По мере развития звукозаписывающей аппаратуры ансамблевое исполнение претерпело коренные изменения. Если в прошлом ансамблевое произведение могло исполняться только группой (ансамблем) музыкантов, то в XX веке благодаря широкому распространению электронных музыкальных инструментов такие произведения стали существовать часто только в виде продукции студий звукозаписи, когда звучание ансамбля инструментов достигается не коллективом исполнителей, а методом многократного наложения (многоканальной записи) или путём использования компьютеров и секвенсеров[3]:4. Например, Пол Маккартни на своём дебютном сольном студийном альбоме сам исполнил все инструментальные партии, играя на каждом инструменте и используя четырёхдорожечный магнитофон.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Бычков, Олег Валерьевич. Формирование ансамблевой техники музыканта-исполнителя : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. - Санкт-Петербург, 2006.
  2. А. Готлиб. Основы ансамблевой техники. — М. : Музыка, 1971. — 94 с. — (В помощь педагогу-музыканту).
  3. Гаранян Г. А. Основы эстрадной и джазовой аранжировки. — Издание 3-е, переработанное и дополненное. — Москва : Региональный Общественный Фонд развития джазового искусства Георгия Гараняна, 2010. — 256 с. — ISBN 978-5-9902000-2-9.

См. также

Литература

Ссылки