Тема (музыка)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Музыкальная тема»)

Тема в музыке — более или менее развёрнутое построение, выражающее некую самостоятельную мысль, которая может быть воспринята как завершённое музыкальное выражение, выделяющееся, по своей сути, в ряду иных тем, или какого-либо ещё музыкального материала. При противопоставлении фразе или мотиву, она — обычно полное предложение или период (Dunsby 2002). Энциклопедия Fasquelle (Michel, 1958-1961) определяет тему, как «любой элемент, мотив, или небольшое музыкальное построение, являющееся основой для дальнейшего развития музыкального материала».

Разъяснения

Главная тема в сонатной форме во-первых — объявление, а только во-вторых — мелодия, иногда называемая контртема или второстепенная тема, может происходить. Лейтмотив — мотив или тема, связанная с человеком, местом, или идеей. См. также фигура и ячейка (англ.).

Тематические изменения и обработка является часто фундаментом музыкальной формы, и такие теоретики как Rudolph Réti (англ.) могут создавать анализы для чистой тематической перспективы. Фред Лердал (англ.) описывает тематические отношения „осоциациями“, а следовательно за пределами его фундаментальных знаний он порождает аналистическое дело.

Музыка, основанная на одной теме, называется однотемной, а основыванная на нескольких темах — многотематической. Для примера, большинство фуг — монотематические, большинство же кусков в сонатной форме — многотематически (Randel 2002, 429). Если одни секции в экспозиции сонатной формы состоят из нескольких тем или другого материала, тогода определённые функцией и обычно их тональности обладают более чем одной из мелодической характеристикой, характеризуя группу тем или субъектов, а иногда и используя их (Rushton 2001).

Фуга

В трёх-частной фуге, главная тема (рефрен, обычно называемый „субъектом“) объявляется три раза в различных голосах: сопрано, альт, бас, или в их некоторых вариациях. В четырёх-частной фуге, рефрен объявляется четыре раза. Мотив тут — короткая мелодическая фигура, используемая многократно, которая может применяться для создания темы.

Музыка без темы

Музыка без темы или без смысла, повторясь, разрабатывает темы, называется атематическим. Примеры включают двенадцатитоновые или начальные атональные работы Арнольда Шёнберга, Антона Веберна и Альбана Берга. Шёнберг как то сказал: «наполнение энтузиазмом освобождает музыку от кандалов тональности, и я решил, что буду искать дальнейшую свободу выражения. Я поверил, что теперь музыка может отречься от мотивированных представлений и оставаться когерентной и понятной тем не менее.» (Шёнберг, 1975 год).

См. также