Музей Эшмола
Эшмолеанский музей искусства и археологии (англ. Ashmolean Museum of Art and Archaeology) или Музей Эшмола (Эшмоловский/Эшмолеанский/Ашмолеанский музей) — старейший в мире общедоступный музей[1]. Одно из четырёх музейных учреждений, действующих при Оксфордском университете. Изначально — коллекция редкостей, завещанных университету Элиасом Эшмолом (1677). Нынешнее здание музея возведено в 1841—1845 годах в стиле позднего классицизма (архитектор Ч. Р. Кокерелл).
История
Первый в мире университетский музей[англ.] открылся в 1683 году в компактном здании, спроектированном одним из учеников Кристофера Рена специально для хранения редкостей, завещанных университету Элиасом Эшмолом (1617—1692). Собирал Эшмоловскую коллекцию вовсе не Эшмол, а его товарищ Джон Традескант (1608—1652) и отец последнего.
В течение 150 лет Эшмоловский музей оставался средоточием оксфордских исследований в области естественных наук, но в XIX веке коллекции были перераспределены между четырьмя оксфордскими музеями. В старое здание въехал Музей истории науки, а собственно Эшмоловский музей был перепрофилирован в сторону археологии и искусства.
В новогодний вечер 1999 года из музея было украдено полотно Сезанна «Вид на Овер-сюр-Уаз», оценённое в 3 млн фунтов стерлингов. Картина до сих пор не найдена.[2][3]
Коллекции
Эшмоловский музей славится своим собранием древнеегипетского искусства и графики эпохи Возрождения (Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи). В картинной галерее представлены Уччелло, Джорджоне, Рубенс, Рембрандт, Лоррен, Тёрнер, Ренуар и Пикассо.
Среди прочих раритетов — Паросский мрамор, скрипка Страдивари «Мессия», собранные Артуром Эвансом (куратор музея в 1884—1908 гг.) древности минойской эпохи, экспозиция старинных колец (одно из них, как считается, навеяло профессору Толкину «Властелина колец») и драгоценность Альфреда. Музей также располагает богатыми коллекциями старинных монет, средневекового оружия и доспехов.
Примечания
- ↑ The Old Ashmolean: The Oldest Museum for the History of the Natural Sciences
- ↑ Lyall, Sarah. Art World Nightmare: Made-to-Order Theft; Stolen Works Like Oxford's Cezanne Can Vanish for Decades, The New York Times (3 февраля 2000). Архивировано 29 сентября 2021 года. Дата обращения 29 сентября 2021.
- ↑ How art treasures are stolen to order (англ.). the Guardian (8 января 2000). Дата обращения: 29 сентября 2021. Архивировано 29 сентября 2021 года.