Мост Кербедза

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мост Кербедза
Историческое название Александровский мост
Область применения автомобильный, пешеходный, трамвайный
Пересекает река Висла
Конструкция
Материал сталь
Общая длина 474 м
Ширина моста 17,5 м
Эксплуатация
Конструктор, архитектор С. В. Кербедз
Начало строительства 1859
Открытие 1864
Закрытие 1915, 1944
52°14′57″ с. ш. 21°01′19″ в. д.HGЯO

Мост Кербедза (польск. most Kierbedzia) (до 1918 года Александровский мост (польск. most Aleksandryjski) — первый постоянный мост через реку Вислу в Варшаве, Польша.

Построен в 18591864 годах по проекту инженера С. В. Кербедза. Мост разрушен в 1944 году войсками нацистской Германии. В 1948—1949 годах на опорах старого моста построен новый Шлёнско-Домбровский мост.

Название

Первоначально мост назывался Александровским (польск. most Aleksandryjski), в честь Александра II. Неофициально существовали названия I мост и мост Кербедза (польск. most Kierbedzia), в честь строителя моста С. В. Кербедза. После того, как Польша получила независимость, название мост Кербедза стало официальным.

История

Изначально задумывался как железнодорожный мост, связывающий Варшавско-Венскую и Петербурго-Варшавскую дороги. Построен в 1859—1864 годах по проекту инженера С. В. Кербедза. При строительстве опор моста впервые в Российской империи были применены кессоны. По окончании строительства, 30 декабря 1864 года, Кербедз был награждён орденом Святого Владимира 2-й степени[1].

Мост связал Варшаву с правобережным предместьем Прагой, куда подходили Московское шоссе, Петербурго-Варшавская и Варшавско-Тереспольская железные дороги.

Мост был шестипролётный (по 74,7 м) металлический ферменный. Пролётное строение представляло собой двухпролётные неразрезные фермы с ездой понизу.

Мост был взорван при отступлении русских войск из Варшавы 5-го августа 1915 года. Восстановлен в 1916 году. 13 сентября 1944 года взорван немецко-фашистскими войсками. В 1948—1949 годах на сохранившихся опорах моста построен новый Шлёнско-Домбровский мост.

Примечания

Литература