Мост Вахушти Багратиони

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мост Вахушти Багратиони
груз. ვახუშტი ბაგრატიონის ხიდი
Область применения автомобильный, пешеходный
Пересекает река Кура
Место расположения Грузия Тбилиси
Конструкция
Тип конструкции балочный
Материал железобетон
Основной пролёт 81,6 м
Общая длина 220 м
Ширина моста 28,4 м
Эксплуатация
Конструктор, архитектор Г. Брегвадзе,
И. Кошкадзе,
Н. Ломидзе
Открытие 1976
41°43′31″ с. ш. 44°46′54″ в. д.HGЯO

Мост Вахушти Багратиони (груз. ვახუშტი ბაგრატიონის ხიდი) — автомобильный мост через реку Куру в Тбилиси, Грузия. Соединяет районы Сабуртало и Дидубе (район Дидубе-Чугурети).

Расположение

Мост расположен в створе улиц Кутаисской и Вахушти Багратиони, соединяя их со спуском Георгия Саакадзе.

Выше по течению находится мост Шота Шаликашвили, ниже — Мост царицы Тамар.

Название

Мост назван в честь грузинского царевича, историка и географа Вахушти Багратиони.

История

Внешние изображения
Строительство моста, 1974 г.

Мост был построен в 1974—1976 гг. Проект разработан инженерами института «Кавгипротранс» Г. Брегвадзе, И. Кошкадзе и архитектором Н. Ломидзе[1]. Строительство выполнял Мостоотряд №39 Главмосстроя[2]. Сборка пролётного строения велась методом навесного монтажа с использованием козловых кранов.

В 2016 г. установлена художественная подсветка моста[3].

Конструкция

Пролётное строение моста

Мост трёхпролётный железобетонный балочный неразрезной. Схема моста: 44,15 + 81,6 + 44,15 м[4]. В поперечном направлении пролетное строение состоит из пяти балок коробчатого сечения, объединенных монолитной плитой проезжей части. Каждая балка состоит из 61 блока заводского изготовления[5]. Балки заармированы высокопрочными арматурными пучками с предварительным натяжением. Впервые в Тбилиси применена безбетонная стыковка блоков с использованием эпоксидного клея[2]. Промежуточное опоры двухстоечные из монолитного железобетона. Общая длина моста составляет 220 м, ширина моста между перилами — 28,4 (в том числе ширина проезжей части 20,8 м и два тротуара по 3,45 м)[4][2].

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть включает в себя 4 полосы для движения автотранспорта. Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон. Перильное ограждение металлическое простого рисунка.

Примечания

  1. Хуцишвили Г. И. Тбилиси через века и годы. — Тб.: Сабчота Сакартвело, 1980. — С. 168. — 199 с.
  2. 2,0 2,1 2,2 Новый мост, 1977, с. 16.
  3. ვახუშტი ბაგრატიონის ხიდზე მხატვრული მინათება მოეწყო (ფოტოკოლაჟი) (недоступная ссылка) //city.kvira.ge  (груз.)
  4. 4,0 4,1 Навесной монтаж железобетонных пролетных строений. Дата обращения: 18 ноября 2018. Архивировано 27 января 2021 года.
  5. Мгалоблишвили, 1983, с. 67.

Литература

  • Мгалоблишвили Н.М., Шилакадзе Т., Махарашвили Т.Г. По дороге дружбы : Материалы по становлению и развитию Воен.-Груз. дороги. — Тб.: Хеловнеба, 1983. — С. 67. — 103 с.
  • Тбилиси: новый мост через Куру // Жилищное и коммунальное хозяйство. — М.: Стройиздат, 1977. — Январь (№ 1). — С. 16.

Ссылки