Мост Белелюбского (Боровичи)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мост Белелюбского
Область применения пешеходный
Пересекает река Мста
Место расположения Боровичи, Новгородская область
Конструкция
Тип конструкции арочный мост
Материал сталь
Число пролётов 1
Основной пролёт 107,8 м
Общая длина 129,2 м
Эксплуатация
Конструктор, архитектор инженеры
Н. А. Белелюбский, А. П. Пшеницкий
Начало строительства 1901
Открытие 5 февраля 1905
Закрытие на реконструкцию 1984, 2012—2015
Герб Объект культурного наследия РФ
58°23′15″ с. ш. 33°54′15″ в. д.HGЯO

Мост Белелю́бского — пешеходный арочный мост через реку Мста в Боровичах, соединяющий Торговую и Спасскую стороны города в створе улицы Кропоткина и проезда Гагарина. Первый в России мост с арочными фермами с ездой понизу[1]. Один из символов города. Объект культурного наследия России федерального значения.

Построен в 1901—1905 годах по проекту профессора Петербургского института путей сообщения Н. А. Белелюбского при участии инженера А. П. Пшеницкого[1]. Для его конструкции впервые в России была использована трёхшарнирная сквозная арка без затяжки[2].

Подобная конструкция (двухшарнирная сквозная арка с раскосной решёткой) была применена инженером Е. О. Патоном при строительстве Мухранского моста через Куру в Тбилиси (1908 год).

В 2006 году мост был закрыт для движения автотранспорта.

Строительство моста, 1904 год

Примечания

  1. 1,0 1,1 Пунин А. Л. Архитектура отечественных мостов. — Л.: Стройиздат, 1982. — С. 97. — 152 с.
  2. Николай Белелюбский. Сайт Политехнического музея. Дата обращения: 10 октября 2022.

Литература

  • Ермолов В. А. Мост Белелюбского : к 100-летнему юбилею Боровичского городского моста, 1905—2005 гг. — СПб.: Астерион, 2004. — 151 с.