Театр на Таганке

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Московский театр на Таганке
Прежние названия Московский театр драмы и комедии
Тип театра драматический
Основан 1946 год
Жанры драма, комедия, трагедия, трагикомедия
Местоположение Россия Москва
Адрес ул. Земляной Вал, 76/21
Телефон +7 (495) 915-12-17 (кассы)
Метро Кольцевая линия Таганская
55°44′37″ с. ш. 37°39′14″ в. д.HGЯO
Здание театра
Архитектор Густав Гельрих
Открыто 1911 год
Статус Герб ОКН
Руководство
Ведомство Департамент культуры города Москвы
Директор Ирина Апексимова
Главный режиссёр Юрий Муравицкий
Сайт tagankateatr.ru

Теа́тр на Тага́нке (Моско́вский теа́тр на Тага́нке, «Тага́нка») — драматический театр на улице Земляной Вал в Москве.

Был основан в 1946 году как Московский театр драмы и комедии. Преобразован в Театр на Таганке в 1964 году Юрием Любимовым. С 2015 года директором Театра на Таганке является Ирина Апексимова. В репертуар театра входят как постановки прошлых лет, так и работы современных приглашённых режиссёров[1][2].

История

Предыстория

В 1870-х годах на Земляном Валу объединили в одно здание несколько построек XVIII века. В 1911-м к нему достроили кинотеатр немого кино «Вулкан» по проекту архитектора Густава Гельриха. До 1946 года помещения занимали филиал Малого театра и Театр Сафонова[3][4][5].

Возникновение театра

В 1946 году был образован Московский театр драмы и комедии, который разместился в здании бывшего кинотеатра «Вулкан». Первоначально в труппе состояли воспитанники московских театральных студий, в том числе Готлиб Ронинсон, и актёры периферийных театров. Первым спектаклем стал «Народ бессмертен» по роману Василия Гроссмана, поставленный под руководством режиссёра Александра Плотникова. Театр не пользовался популярностью у зрителей и имел низкие рейтинги. В октябре 1963 года новым директором стал ведущий актёр Театра имени Станиславского и секретарь парткома Николай Дупак[6][7].

В 1963 году студенты третьего курса Щукинского училища под руководством актёра и педагога Театра имени Вахтангова Юрия Любимова в качестве дипломной работы представили спектакль «Добрый человек из Сезуана» по мотивам пьесы Бертольта Брехта. Постановка отличалась от направлений тех лет: критики отмечали в ней яркую театральность, принципиальное отсутствие «четвёртой стены», множественность сценических приёмов. Спектакль стал дебютом на профессиональной сцене для Зинаиды Славиной, Аллы Демидовой, Бориса Хмельницкого, Анатолия Васильева[8][9]. После того, как в январе 1964 года Александр Плотников перешёл на должность главного режиссёра Всесоюзного радио Гостелерадио СССР, Николай Дупак пригласил Юрия Любимова в театр и назначил его главным режиссёром. Вместе с ним пришли и его ученики[10][7][4]. По воспоминаниям Любимова: «Состояние театра было ужасное. Публика на спектакли совсем не ходила. Я тогда поставил условие: закрываю старый репертуар и открываю новый. И, главное, я прихожу со своими ребятами»[11]. Вскоре был проведён дополнительный набор в труппу. К коллективу присоединились Валерий Золотухин, Инна Ульянова, Николай Губенко, Владимир Высоцкий, актёр и режиссёр Рамзес Джабраилов. Из прежней труппы Театра драмы и комедии ко двору пришлись Вениамин Смехов, Татьяна Махова, Готлиб Ронинсон, Юрий Смирнов, Всеволод Соболев[12]. Состав постоянно пополнялся выпускниками театральных училищ, в основном Щукинского. Из вахтанговской школы в конце 1960-х годов в театр пришли Леонид Филатов, Феликс Антипов, Иван Бортник, Виталий Шаповалов и другие. Николай Дупак придумал и утвердил эмблему театра — красный квадрат с черными словами по периметру. В честь открытия обновлённого Московского театра драмы и комедии 23 апреля 1964 года вновь показали спектакль «Добрый человек из Сезуана», для постановки которого Юрий Любимов сформировал труппу из актёров, близких ему по эстетическим принципам. Вскоре за театром закрепилось народное название «Таганка» из-за его местоположения[13][6][12].

В этом драматурге нас привлекает абсолютная ясность мировоззрения. Мне ясно, что он любит, что ненавидит, и я горячо разделяю его отношение к жизни. И к театру, то есть меня увлекает эстетика Брехта. Есть театр Шекспира, театр Мольера, есть и театр Брехта…[14]Юрий Любимов

В спектаклях все участники сохраняли единство эстетики[8][6]. Режиссёр повесил в фойе театра портреты Бертольта Брехта, Евгения Вахтангова и Всеволода Мейерхольда. Позже по настоянию райкома партии добавил портрет Константина Станиславского[10][15]. При этом родство «Таганки» с Театром Станиславского для специалистов так и осталось сомнительным[16][17]. Однако влияние Мейерхольда, Вахтангова и Брехта узнавались в спектаклях «классической» «Таганки», существовавшей до 1981 года[18].

Становление и развитие

…Рутинное название спорит с самой сутью принципиальных творческих установок нашего театра. Начиная от первой постановки после реорганизации («Добрый человек из Сезуана») и кончая самой недавней («Десять дней, которые потрясли мир»), наш коллектив заявил о себе как о театре, воскрешающем старые вахтанговские традиции — народного, уличного, площадного зрелища. Мы не ставим и пока не собираемся ставить ни «драм» ни «комедий» в традиционном смысле этого слова. Мы стремимся к форме массового многопланового и многожанрового представления, и не случайно критика, тепло встретившая наши премьеры последнего года, избегает употреблять в рецензиях серое название, унаследованное нами, а чаще всего называет его просто «Театром на Таганке». Мы просим узаконить за нами именно это наименование. Оно не только дает точный адрес театра, но именем старой московской площади, помнящей старинных петрушечников и праздничные балаганы, — говорит и о том лице, какое мы стремимся придать своему театру. «Театр на Таганке» — именно так хотели бы мы называться…

— Из письма 1965 года коллектива театра Начальнику Управления культуры исполкома Моссовета тов. Родионову[6]

Под руководством Николая Дупака и Юрия Любимова театр приобрёл репутацию самого авангардного театра страны. Как ранний «Современник», он обходился без занавеса и почти не использовал декорации, заменяя их новаторскими и оригинальными сценическими конструкциями. В спектаклях активно применялись пантомима, теневой театр, по-брехтовски использовалась музыка[10]. Среди спектаклей в первые годы преобладали поэтические представления «Товарищ, верь…» по Александру Пушкину, «Послушайте!» по Владимиру Маяковскому, «Антимиры» по Андрею Вознесенскому и другие. Позже им на смену пришли многочисленные инсценировки прозаических произведений: «Мать» Максима Горького, «Что делать?» Николая Чернышевского, «…А зори здесь тихие» Бориса Васильева, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Дом на набережной» Юрия Трифонова[4][8]. Театру требовалось новое название, предложили «Театр на Таганке», так как он находился на площади. Коллективное письмо в Управление культуры с просьбой утвердить это название было направлено 27 ноября 1965 года, её отклонили, но название уже закрепилось у столичных театралов. Повторно труппа обратилась в Управление культуры в 1972 г., однако снова официального переименования не произошло, театр назывался по-прежнему[6].

В 1970-х годах билет в Театр на Таганке стал знаком престижа для определенной публики, наравне с фирменной одеждой, автомобилями и кооперативной квартирой[19]. В 1976 г. на Международном театральном фестивале «БИТЕФ» в Югославии спектакль «Гамлет» был удостоен гран-при, а в 1980 г. Юрий Любимов получил первую премию на II Международном театральном фестивале «Варшавские театральные встречи»[8]. В этом же году для театра было построено новое здание с современным техническим оснащением и проведены реставрационные работы в старом помещении[5][10].

Конфликты

Здания Театра на Таганке и Содружества актёров Таганки, 2011 год

Спектакли Юрия Любимова становились всё более острыми и откровенными, из-за чего постоянно находились под угрозой запрета, по этой причине режиссёр стал «официальным диссидентом». Однако его разногласия с министерством культуры не отражались на отношении к театру. Но вскоре ситуация ухудшилась: были запрещены спектакли «Владимир Высоцкий», «Борис Годунов» и репетиции «Театрального романа»[6]. В. М. Молотов в частной беседе с журналистом Ф. И. Чуевым характеризовал Таганку как театр со специфическим запахом (Чуев уточнял — запах непроветренной спальни)[20].

В 1983-м Юрий Любимов во время заграничных гастролей дал критическое интервью о жизни в СССР и решил остаться за границей[13]. Через год после этого он был уволен и лишён советского гражданства[9][10][19].

Главным режиссёром театра назначили Анатолия Эфроса. Он поставил спектакли «На дне» Максима Горького, вторую редакцию «Вишнёвого сада» Антона Чехова, «Мизантроп» Мольера и «У войны не женское лицо» по пьесе Светланы Алексиевич. Последний спектакль считается одной из лучших его работ[4][9]:

Эфрос поставил очень честный и откровенный спектакль. В нём перед зрителями восьмидесятых предстали вечно живые женщины сороковых[21].«Вечерняя Москва»

Несмотря на сильные постановки, труппа отказывалась сотрудничать с режиссёром, и последние спектакли были осуществлены через сопротивление актёров. Творческая индивидуальность Эфроса крайне отличалась от индивидуальности Любимова. Кроме того, в театре нарастал глубокий социально-нравственный конфликт «шестидесятников»: нарушался их главный принцип — единение, так как новый режиссёр не был близок по духу и настроению актёров. Юрий Любимов приход нового режиссёра расценил как штрейкбрехерство и нарушение корпоративной солидарности. Несколько артистов демонстративно покинули труппу, а оставшиеся объявили новому режиссёру бойкот[8][22].

После смерти Анатолия Эфроса в начале 1987 года его место по просьбе коллектива занял Николай Губенко. Два года он потратил на восстановление Юрию Любимову советского гражданства, после чего вернул ему должность режиссёра, а сам остался актёром. В театре возобновили ранее запрещённые спектакли, а также поставили новые[4][23]. Юрий Любимов был вынужден совмещать работу в театре с постановками по ранее заключённым зарубежным контрактам. В работу театра также вмешались экономические и политические изменения в СССР[9][19].

В 1992 году Юрий Любимов решил подписать с мэром Москвы Гавриилом Поповым контракт, согласно которому становился директором Театра на Таганке с неограниченными полномочиями, а также получал здание театра в собственность. У Николая Губенко с Любимовым возникли разногласия о будущем театра, в результате чего труппа разделилась. В 1993-м большая часть артистов под руководством Губенко образовала «Содружество актёров Таганки» и заняла новое здание театра, которое достроили в 1980-х годах. Артисты Любимова, среди которых Валерий Золотухин, Виталий Шаповалов, Борис Хмельницкий, Александр Трофимов, Алексей Граббе, Иван Бортник и другие, остались в старом здании[4][10][9][19].

В 1994 году Юрий Любимов принял в театр выпускников своего Щукинского курса, чем значительно омолодил труппу. В 1997-м он полностью отказался от зарубежных контрактов и поставил ряд спектаклей по классическим и современным произведениям. С этого же года, начиная с постановки «Братьев Карамазовых», режиссёр постоянно работал с композитором Владимиром Мартыновым. В 1999-м к 35-летию театра была представлена новая редакция спектакля «Добрый человек из Сезуана»[23][8][13].

В 2001-м Юрий Любимов набрал курс актёров музыкального театра в РАТИ и уже в 2002 году первокурсники в полном составе участвовали в новой постановке «Фауст»[13].

Поздняя история

Мы хотим посмотреть, что будет, потому что если мы будем каждые три месяца в зависимости от требования трудового коллектива менять решения, ничего хорошего не выйдет. Взял на себя Валерий Золотухин ответственность за коллектив-будем спрашивать с него. Поэтому пока все проблемы, которые там возникают, — это проблемы не департамента, а того человека, который взял на себя ответственность. При этом коллектив у нас не несет ответственности за те решения, которые приняты под его давлением. Они говорят — поменяйте нам директора, поменяйте нам главного режиссёра, нам не нравится ситуация с Любимовым, нам не нравится теперь ситуация с Золотухиным. Никакую юридическую ответственность коллектив не несет, от этого и происходят все беды.

— Евгения Шерменева, заместитель руководителя Департамента культуры[24]
Фойе театра на Таганке, 2017 год

В 2010 году у режиссёра возник конфликт с труппой, связанный с нежеланием артистов переходить на предложенные им контрактные отношения[25]. Разногласия привели к уходу основателя театра — Юрий Любимов подал в отставку в декабре того же года, поэтому в июле 2011, по просьбе коллектива, директором и художественным руководителем стал актёр Валерий Золотухин[10][26]; договор с ним был заключён 16 октября, сроком на один год. Золотухин начал снимать из репертуара спектакли Любимова, его позицию поддержал Департамент культуры[24]. В ноябре того же года Золотухин с Николаем Губенко договорились о беспрепятственном доступе театров к инженерно-техническим коммуникациям. Руководитель «Содружества актёров Таганки» отзывался, что после встречи «Таганская стена» рухнула[27].

В марте 2013 года Валерий Золотухин оставил пост по состоянию здоровья (вскоре он скончался). Новым директором назначили Владимира Флейшера, который ранее возглавлял Центр имени Мейерхольда[28][10][3][26]. Одновременно с этим Юрий Любимов объявил о намерении снять постановки, так как беспокоился, что его авторские спектакли ставятся без его участия. Руководство театра и Департамент культуры Москвы попросили о поиске компромисса[29]. Несмотря на то, что Любимов запретил играть поставленные им спектакли, они всё равно остались в репертуаре театра (среди публики существовал слух о том, что Любимов снял запрет, но информация не была подтверждена[30][31]).

26 марта 2014 года сенатор от Курганской области Олег Пантелеев в выступлении в Совете Федерации обвинил Театр на Таганке в пропаганде аморального образа жизни и отсутствии патриотизма, например он заявил, что 15 марта в театре был проведён документальный фестиваль «Майдан», а среди зрителей присутствовали люди с символикой украинской организации «Правый сектор»[32].

Настало время повлиять на ситуацию в нашем любимом театре, где выступали прославленные актёры, приостановить процесс развала и сохранить высокие традиции русского репертуарного театр[32].Олег Пантелеев

В ответ Владимир Флейшер представил расписание постановок: 15 и 16 марта проходил фестиваль документальных пьес о Театре на Таганке «Единица хранения». Правительство Москвы потребовало публичных извинений от Пантелеева[32][33][34].

В 2015 году директором театра стала Ирина Апексимова. Здание, которое имеет статус объекта исторического и культурного наследия, начали готовить к заявленному ремонту[35][36][5]. К работам приступили после окончания 50-го сезона. С XIX века фундамент здания и несущие конструкции разрушились, перекрытия могли не выдержать нагрузки, а во время сильного дождя вода проникала в гримёрные. В здании находится две сцены — основная и малая, их также отреставрировали. На время ремонта труппа базировалась в студии Анатолия Васильева в доме № 20 на Поварской улице. После обновления[когда?] фойе зрительный зал и основная сцена приобрели вид любимовского театра 1960-х годов, когда среди артистов был Владимир Высоцкий. Новую сцену традиционно открыли[когда?] первым спектаклем театра — «Добрый человек из Сезуана», а малую — спектаклем «Золотой дракон»[37][38][39].

Ирина Апексимова продлила контракты с 18 актёрами театра. Она создала лабораторию «Открытая репетиция»; в рамках проекта приглашённые режиссёры могут приходить с собственными пьесами, артисты распределяют роли и проводят несколько репетиций, после чего спектакль показывают зрителям. По результатам проведённой работы коллектив делает вывод о возможности дальнейшего сотрудничества с режиссёром. Благодаря лаборатории в репертуаре театра появились спектакли: «Золотой дракон» Леры Сурковой, «8 (Восемь)» Сергея Чехова, «Старший сын» Дениса Бокурадзе[3][40].

К 2016 году Апексимова сняла из репертуара 21 спектакль, из них девять — постановки Любимова. Она комментировала своё решение следующим образом: «Сняты девять названий, в числе которых „Братья Карамазовы“, „Живаго“, „Медея“, „Мед“. Это спектакли, которые были поставлены на актёров, которые уже ушли из жизни, — Феликс Антипов, Валерий Золотухин, или больны и играть не могут — Иван Бортник, Виталий Шаповалов, Дальвин Щербаков. Эти спектакли уже невозможно восстановить, но в репертуаре остались и идут такие любимовские спектакли, как „Добрый человек из Сезуана“, „Мастер и Маргарита“, „Горе от ума“, „Антигона“, „Онегин“, „Марат и маркиз де Сад“»[41].

В 2018 году режиссёр Максим Диденко представил постановку «Беги, Алиса, беги» на стихи Владимира Высоцкого. В этом же году мюзикл Алексея Франдетти «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» получил три первые в истории театра «Золотые маски»[42].

В 2021 году после 30 лет раскола Театр на Таганке и «Содружество актёров Таганки», возглавляемые Ириной Апексимовой, были вновь объединены в Театр на Таганке[43].

Персоналии

Руководство

Директора[44]
Художественные руководители[44]

С 2015 года по желанию Ирины Апексимовой в театре нет официального художественного руководителя[45].

Труппа

Народные артисты России

На 2018 год в труппу входили четыре народных артиста России: Иван Бортник, Любовь Селютина, Юрий Смирнов, Александр Трофимов[13].

Заслуженные артисты России
Артисты
Юрий Любимов, 2007 год
Дмитрий Межевич, 2003 год

Ниже представлены артисты, работавшие в театре в разное время[13][12].

Художники и композиторы

Художники
Композиторы

Репертуар

Архивные спектакли

Гастроли театра

  • 1949 — Днепропетровск, Винница;
  • 1951 — Ворошиловград, Кисловодск;
  • 1954 — Днепропетровск, Симферополь;
  • 1955 — Горький;
  • 1956 — Уфа, Молотов, Ижевск;
  • 1957 — Казань, Куйбышев;
  • 1958 — Минеральные воды, Ростов-на-Дону;
  • 1965 — Ленинград;
  • 1966 — Тбилиси, Сухуми (Грузия);
  • 1967 — Ленинград;
  • 1971 — Киев (Украина);
  • 1972 — Ленинград;
  • 1973 — Ташкент (Узбекистан), Алма-Ата (Казахстан)
  • 1974 — Набережные Челны (Татарстан), Вильнюс (Литва), Рига (Латвия)
  • 1975 — Болгария, Ростов-на-Дону
  • 1976 — Югославия, Венгрия
  • 1977 — Франция (Париж, Лион, Марсель)
  • 1978 — ГДР (Берлин, Росток)
  • 1979 — Ижевск, Минск (Белоруссия), Тбилиси (Грузия)
  • 1980 — Польша (Варшава)
  • 2005 — Киев (Украина);
  • 2011 — Чехия;
  • 2012 — Челябинск;
  • 2014 — Иркутск;

Постановки на 2018 год

Примечания

  1. История / Театр на Таганке. tagankateatr.ru. Дата обращения: 21 марта 2019. Архивировано 21 марта 2019 года.
  2. Репертуар / Театр на Таганке. tagankateatr.ru. Дата обращения: 21 марта 2019. Архивировано 21 марта 2019 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 История театра. Московский театр на Таганке (2018). Дата обращения: 25 декабря 2018. Архивировано 25 декабря 2018 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Театр на Таганке. Театральная афиша (2018). Дата обращения: 19 ноября 2018. Архивировано 25 декабря 2018 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 Олег Иванов. Реставрация Театра на Таганке обойдется Москве в 160 миллионов. Утро (18 июля 2014). Дата обращения: 19 ноября 2018. Архивировано 25 декабря 2018 года.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Таганка. Личное дело одного театра, 2007.
  7. 7,0 7,1 Московский театр драмы и комедии, 1961—1965.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 Театр на Таганке. Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет (2013). Дата обращения: 21 ноября 2018. Архивировано 11 ноября 2018 года.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 9,5 Театр на Таганке: история создания и разделения. РИА Новости (23 апреля 2009). Дата обращения: 21 ноября 2018. Архивировано 25 декабря 2018 года.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 10,5 10,6 10,7 Екатерина Астафьева. Любимый театр Любимова: История театра на Таганке. Дилетант (27 октября 2015). Дата обращения: 21 ноября 2018. Архивировано 25 декабря 2018 года.
  11. правды», Сайт «Комсомольской Таганка, зачем сгубила ты меня.... Сайт «Комсомольской правды» (3 сентября 2001). Дата обращения: 19 августа 2020. Архивировано 9 октября 2021 года.
  12. 12,0 12,1 12,2 Труппа театра. Театр драмы и комедии на Таганке (официальный сайт) (2018). Дата обращения: 21 ноября 2018. Архивировано 19 ноября 2018 года.
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 13,5 13,6 13,7 Таганка, 2004.
  14. Театр, 1965.
  15. Предлагаемые обстоятельства, 1999, с. 92.
  16. Калмановский, 1984, с. 163, 166.
  17. Мальцева, 2002, с. 109.
  18. Предлагаемые обстоятельства, 1999, с. 88, 90.
  19. 19,0 19,1 19,2 19,3 Алёна Солнцева. Театр на Таганке: жизнь как борьба. РИА Новости (24 апреля 2014). Дата обращения: 21 ноября 2018. Архивировано 25 декабря 2018 года.
  20. Феликс Чуев. 140 бесед с Молотовым. Второй после Сталина. — М. : Родина, 2019. — С. 592. — 656 с. — ISBN 978-5-907149-23-6.
  21. Ася Иванова. 8 лучших спектаклей Анатолия Эфроса. Вечерняя Москва (2 июля 2013). Дата обращения: 29 ноября 2018. Архивировано 25 декабря 2018 года.
  22. Анатолий Васильевич Эфрос. Биографическая справка. РИА Новости (6 марта 2010). Дата обращения: 29 ноября 2018. Архивировано 26 декабря 2018 года.
  23. 23,0 23,1 Светлана Григошина. «Сказки» Юрия Любимова: Театру на Таганке 45 лет. РИА Новости (23 апреля 2009). Дата обращения: 21 ноября 2018. Архивировано 21 апреля 2022 года.
  24. 24,0 24,1 Новый конфликт назрел в Театре на Таганке — департамент культуры. РИА Новости (20 декабря 2011). Дата обращения: 21 ноября 2018. Архивировано 26 декабря 2018 года.
  25. 25,0 25,1 Московский театр драмы и комедии на Таганке. РИА Новости (23 апреля 2014). Дата обращения: 21 ноября 2018. Архивировано 25 декабря 2018 года.
  26. 26,0 26,1 Валерий Золотухин уходит с поста директора Театра на Таганке. Первый канал (5 марта 2013). Дата обращения: 21 ноября 2018. Архивировано 25 декабря 2018 года.
  27. Театры на Таганке помирились. lenta.ru (18 ноября 2011). Дата обращения: 21 ноября 2018. Архивировано 25 июля 2021 года.
  28. Новый директор Театра на Таганке: никаких изменений не будет (недоступная ссылка — история ). Московские новости (5 марта 2013). Дата обращения: 21 ноября 2018.
  29. Театр на Таганке надеется на компромисс с Любимовым. Kulturologia.ru (20 марта 2013). Дата обращения: 21 ноября 2018. Архивировано 25 декабря 2018 года.
  30. Виталий Гиззатуллин. Юрий Любимов и Театр на Таганке: 5 больших скандалов. Аргументы и факты (29 марта 2013). Дата обращения: 29 ноября 2018. Архивировано 26 ноября 2018 года.
  31. Таганка будет показывать спектакли Любимова, хотя запрета он не снимал. РИА Новости (30 сентября 2013). Дата обращения: 29 ноября 2018. Архивировано 25 декабря 2018 года.
  32. 32,0 32,1 32,2 Театр на Таганке обвинили в отсутствии патриотизма. Лента.ру (26 марта 2014). Дата обращения: 21 ноября 2018. Архивировано 4 марта 2021 года.
  33. Жанна Ульянова. Мэрия Москвы — Пантелееву: извинитесь перед Театром на Таганке!. Slon.ru (28 марта 2014). Дата обращения: 21 ноября 2018. Архивировано 12 марта 2017 года.
  34. Театр на Таганке отверг обвинения в пропаганде содомии. Взгляд (26 марта 2014). Дата обращения: 21 ноября 2018. Архивировано 25 декабря 2018 года.
  35. Марина Токарева. Любимов — лицом к стенке. Новая газета (23 августа 2017). Дата обращения: 21 ноября 2018. Архивировано 25 декабря 2018 года.
  36. Труппа театра на Таганке просит Кибовского пока не назначать худрука. РИА Новости (20 марта 2015). Дата обращения: 21 ноября 2018. Архивировано 25 декабря 2018 года.
  37. Наталья Тарасова, Дина Самохина, Сергей Ким. Основная сцена театра на Таганке открылась после ремонта. ТВЦ (1 февраля 2016). Дата обращения: 21 ноября 2018. Архивировано 30 ноября 2018 года.
  38. В театре на Таганке готовятся к переезду в студию Васильева. РИА Новости (19 августа 2015). Дата обращения: 21 ноября 2018. Архивировано 25 декабря 2018 года.
  39. Елена Михайловина. Малая сцена «Театра на Таганке» открывается после ремонта. The Village (10 декабря 2015). Дата обращения: 29 ноября 2018. Архивировано 25 декабря 2018 года.
  40. Апексимова: контракты продлят с 18 актерами Театра на Таганке. РИА Новости (14 июля 2015). Дата обращения: 21 ноября 2018. Архивировано 25 декабря 2018 года.
  41. Театр на Таганке отказался от девяти спектаклей Юрия Любимова. Коммерсантъ (29 сентября 2016). Дата обращения: 21 ноября 2018. Архивировано 25 декабря 2018 года.
  42. Театр на Таганке получил «Золотую маску» за «Суини Тодда». Рен ТВ (15 апреля 2018). Дата обращения: 21 ноября 2018. Архивировано 25 декабря 2018 года.
  43. Ирина Апексимова объявила о воссоединении Театра на Таганке. Дата обращения: 30 декабря 2021. Архивировано 30 декабря 2021 года.
  44. 44,0 44,1 Ирина Апексимова стала директором Театра на Таганке. Интерфакс (4 марта 2015). Дата обращения: 21 ноября 2018. Архивировано 25 декабря 2018 года.
  45. Юлия Гусарова. Ирина Апексимова: Я стала директором Театра на Таганке, взяв себя на «слабо». Сноб (17 марта 2017). Дата обращения: 29 ноября 2018. Архивировано 25 декабря 2018 года.
  46. Почётное звание присвоено указом президента России № 401 от 07 апреля 2005 года (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 июня 2010. Архивировано 22 апреля 2013 года.
  47. Почётное звание присвоено указом президента России № 539 от 30 мая 1997 года (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 января 2010. Архивировано 10 января 2012 года.

Комментарии

  1. Перов Владислав Владимирович — советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР. Работал в Калужском областном драматическом театре. Звание заслуженного артиста РСФСР присвоено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23.06.1978 г. № 960. После присвоения звания переехал в Москву, где работал в театре на Таганке вместе с Ю. П. Любимовым, В. С. Высоцким, В. С. Золотухиным. Скончался в Москве. Потомок дворян Воробьёвых по материнской линии. Дореволюционные фото матери и деда актёра смотреть здесь.

Литература

  • Абелюк Е. С., Леенсон Е. И. Таганка. Личное дело одного театра. — М.: Новое литературное обозрение, 2007. — 648 с. — 5000 экз. — ISBN 5-86793-509-4.
  • Ганцевич С. М. Театральная энциклопедия / под ред. П. А. Маркова. — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 3.
  • Калмановский Е. Книга о театральном актёре. — Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1984. — 224 с. — 10 000 экз.
  • Любимов Ю. П. Театр : журнал. — 1965. — Апрель (№ 4).
  • Мальцева О. Н. Актёр театра Юрия Любимова // Русское актёрское искусство XX века : журнал. — 2002. — № II и III. — С. 109.
  • Мальцева О. Любимов. Таганка. Век XXI. — М.: Новое литературное обозрение, 2004. — 112 с. — 1000 экз.
  • Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — 351 с.

Ссылки