Московский модерн
Московский модерн — характерная для Москвы разновидность архитектуры модерна. Расцвет стиля модерн пришёлся на конец XIX — начало XX века, время строительного бума в Москве[1], потому в городе есть значительное число построек в этом стиле[2].
История
На фоне развития новых технологий и смены общественного уклада в Европе стал формироваться новый стиль, получивший название «модерн». В архитектуре он проявился в отказе от классицистических симметрии и ордера, склонности к плавным линиям и формам, а также в обилии кованых элементов, росписи и майоликовых мозаик в декоре[2].
В крупные города России модерн пришёл из Европы под конец 1890-х годов[3] вместе с выставками нового искусства. Особенную популярность он получил в купеческой среде[1]. Два ключевых архитектора, строивших в этом стиле — Лев Кекушев и Фёдор Шехтель[2].
Первым московским зданием в стиле модерн стал особняк Листа в Глазовском переулке. Его построили в 1898 году по проекту архитектора Льва Кекушева. Дом отличается относительно скромным внешним декором. Среди характерных деталей — мозаичное панно над входом, предположительно изготовленное по проекту Вильяма Валькота[4].
До революции 1905 года модерновые особняки Москвы отличались особой нарядностью, однако затем от этой особенности пришлось отказаться, чтобы не вызывать общественного раздражения. Характерный пример здания первой половины 1900-х годов — особняк Рябушинского, построенный по проекту Шехтеля. Его отличают архитектурный символизм, чрезмерность в украшениях, стремление подчеркнуть индивидуальность заказчика[2].
Одним из важнейших памятников московского модерна является здание гостиницы «Метрополь»[1][2][5], первое московское публичное здание в этом стиле[3]. Проект здания, возведённого на деньги группы промышленников во главе с Саввой Морозовым, подготовил Вильям Валькот, однако затем его дорабатывали и другие архитекторы, а надзор за строительством осуществлял Кекушев. Некоторые элементы декора гостиницы являются самостоятельными произведениями искусства: фриз скульптора Николая Андреева на тему времён года, керамические панно работы Александра Головина и панно «Принцесса Грёза» Михаила Врубеля[5].
В стиле модерн строились не только частные дома и коммерческие постройки, но и общественные здания. Важным примером московского модерна является здание Ярославского вокзала, построенное по проекту Романа Кузьмина, а затем перестроенное по задумке Федора Шехтеля. Здание украшают башни и растительные узоры, барельефы и панно с геометрическим декором[4]. Интерьеры здания являются одним из самых ярких примеров национально-романтической ветви московского модерна[5].
Особенности
Московский модерн отличался от разновидностей стиля, характерных для других городов России тем, что соединял в себе разные европейские течения: венский сецессион, франко-бельгийское ар-нуво, немецкий югендстиль[1], обилием особняков, не характерных, например, для Санкт-Петербурга[2]. Однако, в отличие от европейской архитектуры, московский модерн вдохновлялся также традициями русской архитектуры[1], например, русскими изразцами[3].
Для московской архитектуры модерна характерны также геометризация форм, свободная планировка, простота и желание отгородить дома садом, идеи строительства домов-коммун[3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Лилии, атланты и львы: где искать московский модерн . Официальный портал Мэра и Правительства Москвы.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Давид Крамер. Москва в стиле модерн . Москвич (5 августа 2022).
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Николай Могилевский. Московские промышленники конца 19 века . Level One.
- ↑ 4,0 4,1 Первый в стиле модерн: особняк Листа в Глазовском переулке отреставрируют . Официальный портал Мэра и Правительства Москвы.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Московский модерн . Культура.РФ.