Москвитянин (эсминец, 1905)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Москвитянин»
Служба
 Россия
 РСФСР
Класс и тип судна Минный крейсер (до 1907)
Эсминец
Организация ВМФ Российской Империи,
ВМФ СССР
Изготовитель «Путиловская верфь» (Санкт-Петербург)
Строительство начато 7 (20) августа 1904 года[1]
Спущен на воду 7 мая 1905 года
Введён в эксплуатацию июнь 1906 года
Выведен из состава флота 1920 год
Основные характеристики
Водоизмещение 620 т[1]
Длина 72,5 м
Ширина 8,2 м
Высота 2,9 м
Осадка 2,9 м
Бронирование нет
Двигатели 4 котла Щульца-Торникрофта
Мощность 6542 л. с.
Движитель 2
Скорость хода 25,75 узла
Дальность плавания 1050 морских миль
Экипаж 91 человек
Вооружение
Артиллерия 2 — 75 мм, 4 — 57 мм, 4 пулемета, 3 НТА 456 мм
С 1910 года — 2 — 102/60, 1 — 47 мм, 3 НТА 456 мм, 20 мин заграждения
С 1915 года 3 — 102/60, 1 — 40 мм (зенит.), 6 пулеметов, 3 НТА 456 мм[1]

«Москвитянин» — эскадренный миноносец (до 27 сентября (10 октября) 1907 года — минный крейсер) типа «Финн».

История строительства

Заложен по заказу «Особого Комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования» на судоверфи Путиловского завода в Санкт-Петербурге летом 1904 года. 11 сентября 1904 года зачислен в списки судов Балтийского флота. Спущен на воду 7 мая 1905 года[1].

В 1909—1910 годах был перевооружён при капитальном ремонте котлов с заменой водогрейных трубок на судоверфи завода акционерного общества «В. Крейтон и Ко» в Санкт-Петербурге.

Главные механизмы были отремонтированы в 1914—1915 годах на Сандвикском заводе в Гельсингфорсе.

Название корабля связано с вкладом москвичей в сбор денежных средств на его строительство[2].

История службы

В годы первой мировой войны в составе 5-го дивизиона эскадренных миноносцев[3] участвовал в нападениях на вражеские коммуникации и в минно-заградительных действиях в районе Виндавы и Рижского залива. 26 октября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. В апреле 1918 года после перехода из Гельсингфорса в Кронштадт был выведен в резерв.

15 октября 1918 года переведён из Петрограда по Мариинской водной системе в Астрахань.

Весной 1919 года в северной части Каспийского моря в составе Астрахано-Каспийской флотилии участвовал в боях против белогвардейской флотилии и кораблей английских интервентов, чтобы не допустить их проникновения в Волгу.

В результате взрыва авиационной бомбы в бою в Тюб-Караганском заливе 22 мая 1919 года получил повреждение и затонул[4].

10 января 1920 года был поднят белогвардейцами и в неисправном состоянии включен в состав их морских сил Каспийского моря.

28 марта 1920 года был уничтожен артиллерийским огнём при отступлении белогвардейцев из Петровска.

Командиры

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Эскадренный миноносец "Москвитянин". Дата обращения: 20 января 2016. Архивировано 21 февраля 2016 года.
  2. Рождение «Новика» — лучшего эсминца мира (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 января 2016. Архивировано 19 ноября 2007 года.
  3. Балтийский флот в Первую мировую. Дата обращения: 21 января 2016. Архивировано 26 января 2016 года.
  4. Степанов Ю. Г., Цветков И. Ф. Эскадренный миноносец «Новик» — Л.: Судостроение, 1981, 224 с.

Литература

  • Мельников Р. М. Эскадренные миноносцы класса «Доброволец». — Военно-Морская коллекция. — СПб., 1999. — («Боевые корабли мира»).