Морфей и Ирида

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пьер Нарсис Герен
«Морфей и Ирида». 1811
фр.  Morphée et Iris
холст, масло. 251 × 178 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
инв. ГЭ-5675

«Морфей и Ирида»[1] — картина французского художника Пьера Нарсиса Герена из собрания Государственного Эрмитажа.

Художник использовал сюжет из античной мифологии, но не иллюстрировал какое-либо конкретное сказание: автор изобразил как посланница Юноны богиня радуги Ирида на облаке спускается к богу сна Морфею. Барельефы на ложе Морфея являются иллюстрациями двух мифов: слева Гермес нападает на усыпленного Морфеем Аргуса, охраняющего нимфу Ио из первой книги «Метаморфоз» Овидия [2]; справа Гера обнимает спящего Зевса из XIV песни «Илиады» Гомера.

Картина написана в Париже в 1811 году по заказу князя Н. Б. Юсупова[3]. Известны два предварительных эскиза картины. Первый находится во Дворце изящных искусств в Лилле и является рисунком карандашом на промасленной бумаге, здесь, в отличие от эрмитажной картины, Ирида изображена летящей над облаками с поднятыми руками; на обороте этого рисунка сделан черным и белым мелом подготовительный набросок к картине «Аврора и Кефал»[4]. Второй эскиз хранится в городском музее изящных искусств Валансьенна[фр.] и представляет собой рисунок пером, здесь уже концепция рисунка полностью соответствует законченной картине[5].

Картина долгое время находилась в усадьбе князей Юсуповых в Архангельском, затем была перевезена в Санкт-Петербург и выставлялась в Юсуповском дворце на Мойке. После Октябрьской революции эта картина, в числе прочих произведений из собрания князей Юсуповых, была национализирована и в 1925 году поступила в Эрмитаж[6]. С конца 2014 года выставляется в здании Главного штаба в зале 303.

Известно что Герен в том же 1811 году по заказу Юсупова написал парную картину «Аврора и Кефал», она находится в Пушкинском музее в Москве[7], а в Эрмитаже хранится эскиз к этой картине[8]. Вариант этой картины есть в Лувре.

Примечания

  1. В каталоге Юсуповской галереи, составленном А. Праховым, картина ошибочно именуется как «Морфей и Харита Пазифея». См.: Прахов А. Художественные собрания Юсуповской галереи // Художественные сокровища России. Т. 1. — СПб., 1907. — С. 29—31, табл. 16.
  2. Овидий. Метаморфозы. Строки 713—719
  3. Изергина А. Н. Французская живопись в Эрмитаже (первая половина и середина XIX в.). Очерк-путеводитель. — Л., 1969. — С. 12.
  4. Кузнецова И. А. Французская живопись XVI — первой половины XIX века. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. — М.: Изобразительное искусство, 1992. — С. 261.
  5. Le Néo-Classicisme français. Dessins des Musées de Province. Exposition (catalogue). Paris, Grand Palais, 6.12.1974—10.2.1975. — Paris, 1974. — P. 88.
  6. Березина В. Французская живопись первой половины и середины XIX века в Эрмитаже. Научный каталог. — Л.: Искусство, 1983. — С. 98.
  7. «Аврора и Кефал». — ГМИИ им. Пушкина.. Дата обращения: 4 ноября 2017. Архивировано 30 ноября 2017 года.
  8. Березина В. Французская живопись первой половины и середины XIX века в Эрмитаже. Научный каталог. — Л.: Искусство, 1983. — С. 100.