Море в Сент-Мари

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Винсент Ван Гог
Море в Сент-Мари. 1888 год
нидерл. Vissersboten op zee
Холст, масло. 44,5 × 54,5 см
Пушкинский музей, Москва
инв. Ж-3438

«Море в Сент-Мари» (нидерл. Vissersboten op zee) — картина Винсента Ван Гога из собрания Пушкинского музея, входящая в серию картин «Сент-Мари».

В конце мая 1888 года Ван Гог предпринял поездку в рыбацкий посёлок Сент-Мари-де-ла-Мер, расположенный на морском побережье к югу от Арля за болотами Камарг. По приезде на место Ван Гог впервые увидел Средиземное море, которое поразило его своей яркостью и изменчивостью цвета. Также ему полюбились расписанные яркими красками рыбацкие лодки. Всего в Сент-Мари Ван Гог провёл около пяти дней и за это время он начал шесть картин маслом и девять рисунков.

В письме к брату Тео, ориентировочно датируемым 3 или 4 июня, Винсент Ван Гог писал: «Средиземное море такого же цвета, как макрель, то есть изменчивое; непонятно, зелёное оно или фиолетовое, синее ли оно, ведь через секунду изменчивый блик становится розоватым или серым. <…> Я взял три холста и покрыл их красками — две марины, один вид городка и, сверх того, рисунки, которые я пошлю тебе почтой завтра, по возвращении в Арль»[1]. Следующим письмом, написанном около 5 июня, он сообщает: «Теперь, увидев здешнее море, я прекрасно понимаю, как важно оставаться на юге и чувствовать — стоит только подбавить яркости цветам, — что Африка совсем рядом. <…> В день отъезда, рано утром, я нарисовал лодки и сейчас работаю над картиной на холсте 30-го размера, где справа будет ещё больше моря и неба. Это было до того, как лодки унеслись; я наблюдал их каждое утро, но не успевал сделать этого, так как они уплывают слишком рано»[2].

Из шести картин, начатых в Сент-Мари, три изображают море. Первая, «Морской вид близ Сент-Мари», находится в собрании Музея Ван Гога в Амстердаме (холст, масло; 50,5 × 64,3 см; инв. № s0117V1962)[3]. Вторая — в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве (Пушкинский музей), на её подрамнике предположительно рукой самого Ван Гога написан «N 2». Третий морской вид также хранится в Музее Ван Гога и изображает рыбацкие лодки, вытащенные на берег, и несколько лодок в море (холст, масло; 65 × 81,5 см; инв. № s0028V1962)[4]. Все эти картины заканчивались в июне в мастерской Ван Гога в Арле. Отмечается, что амстердамские марины «отличаются от пейзажа ГМИИ более спокойной трактовкой поверхности моря»[5].

Весной 1901 года вторая картина была показана публике на большой персональной выставке Винсента Ван Гога в галерее Бернхейм-Жён[фр.], где её купил московский промышленник М. А. Морозов, причём он изначально не хотел её приобретать и не сразу поддался на уговоры своего товарища художника С. А. Виноградова[6]. После смерти Морозова в 1903 году картину унаследовала его вдова М. К. Морозова и в 1910 году подарила её Третьяковской галерее[5].

После Октябрьской революции происходила реорганизация музейного дела в России, на основе реквизированных коллекций С. И. Щукина и И. А. Морозова был образован Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ) и в 1925 году в этот музей из Третьяковской галереи была передана часть произведений современных зарубежных художников, в том числе и «Море в Сент-Мари». После упразднения ГМНЗИ в 1948 году картина осталась в Москве и оказалась в собрании Пушкинского музея (в музейные описи внесена под инвентарным № Ж-3438)[5]. Московская марина является самой маленькой из трёх, она имеет размер 44,5 × 54,5 см[7].

К московской картине относятся и два близко повторяющих её рисунка, один из них находится в собрании Гравюрного кабинета Государственных музеев Берлина (тряпичная бумага, карандаш, тростниковое перо; 24,2 × 31,9 см; инв. № SZ van Gogh 2)[8], другой — в Музее современного искусства в Брюсселе (бумага, карандаш, тушь; 24,2 × 31,6 см; инв. № 6743)[9]. Кроме того, Ван Гог зарисовал картину в письме к Эмилю Бернару от 7 июня 1888 года[10].

Научный сотрудник Пушкинского музея А. В. Петухов, сравнивая амстердамские и московский пейзажи, писал:

Цельность эмоционального переживания мотива, пожалуй лучше всего воплотилась в картине из ГМИИ <…>, скорее всего выполненной на пленэре на ветренном берегу моря. В ряду других она отмечена наиболее резкими и открытыми цветами, мазки приобретают рельефные, скульптурные качества. <…> Несомненно Ван Гог считал композицию удавшейся: он повторил её три раза в рисунках, отправленных друзьям и брату» [11].

В первой половине XX века из-за того, что картины Винсента Ван Гога оказались весьма востребованными на рынке, стали в большом количестве появляться подделки и имитации его работ. В конце 1920-х годов берлинский арт-дилер Отто Ваккер[англ.] вывел на рынок 33 ранее неизвестные картины Ван Гога. Он утверждал, что выкупил их в Швейцарии у некоего русского дворянина, чью личность он не имеет права раскрыть, поскольку в постреволюционное время его коллекция была незаконно вывезена из Советской России. Все эти картины достаточно быстро нашли своих покупателей и даже были включены Якобом Бартом де ла Фаем в каталог-резоне творчества Ван Гога.

Однако вскоре возникли сомнения в их подлинности: племянник художника Винсент Виллем Ван Гог утверждал, что ни он, ни его мать Йоханна Ван Гог-Бонгер, ни другие их родственники никогда не продавали картин Винсента Ван Гога в большом количестве в Россию или в Швейцарию. Де ла Фай провёл тщательный стилистический анализ работ, вызвавших сомнение в происхождении, и изменил свое мнение в пользу того, что это были подделки. Впоследствии ряд работ подвергся химико-технологическому исследованию и было выяснено что все картины, имевшие происхождение из галереи Ваккера, написаны не Ван Гогом, а его имитатором. Ещё позже было доказано, что их авторами были отец и брат арт-дилера Ганс и Леонхард Ваккеры. Одна из таких подделок-имитаций изображает морской вид под Сент-Мари и находится в собрании музея Крёллер-Мюллер (холст, масло; 43 × 56 см; инв. № KM 108.801)[12].

Примечания

Литература

  • Бессонова М. А., Георгиевская Е. Б. Франция второй половины XIX — XX века. Собрание живописи / Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. — М.: Красная площадь, 2001. — 399 с. — ISBN 5-900743-58-6.
  • Ван Гог В. Мечтавший о солнце : Письма 1883—1890 годов / пер. с нидерл. И. Бассиной, И. Михайловой; пер. с фр. В. Петрова. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2022. — 608 с. — ISBN 978-5-389-15895-5.
  • Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры: каталог выставки / Государственный Эрмитаж; Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2019. — 368 с. — ISBN 978-5-93572-861-8.
  • Семёнова Н. Ю. Коллекции Ивана и Михаила Морозовых. — М.: Слово, 2022. — 648 с. — ISBN 978-5-387-01755-1.