Монды — Орлик (автодорога)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Автодорога
Монды — Орлик
03К-035
Дорога на заднем планеДорога на заднем плане
Основная информация
Страны  Россия
Регион  Бурятия
Статус региональная
Владелец государственная
Управляется ГКУ «Бурятрегионавтодор»
Длина 153 км
Начало Монды (А333)
Конец Орлик
Дорожное покрытие гравий

Автодоро́га Мо́нды — О́рлик — автомобильная дорога 03К-035 общего пользования регионального значения Республики Бурятия[1]. Протяжённость — 153 км. Идёт по территории Тункинского (24 км) и Окинского (129 км) районов.

История

До 1980-х годов сухопутное сообщение Окинского района и села Орлик с Тункинским районом и остальной Бурятией осуществлялось по Окинской тропе вьючными лошадьми. Минимальное время пути от посёлка Монды до райцентра Орлика составляло 4 дня. Строительство гравийной автодороги с многочисленными мостами через правые притоки реки Оки началось в 1985 году. Автомобильное движение было открыто в 1993 году. В 2015 году начата реконструкция трассы. Запланированные сроки окончания работ — осень 2016 года[2].

Маршрут

Маршрут трассы проходит в горной местности Восточного Саяна со средней абсолютной отметкой 1500 м. Начинается у юго-западной окраины села Монды, крайнего западного населённого пункта Тункинского района, ответвлением на северо-запад от федеральной автомагистрали А333 (Тункинский тракт) в 100 метрах после АЗС. Завершается в селе Орлик, административном центре Окинского района.

Первоначально дорога идёт на северо-запад по правому берегу реки Иркут; перед впадением правого притока, реки Белый Иркут, дорога поворачивает на север; за святилищем перевала Нуху-Дабан в ущелье Верхнего Иркута (Чёрный Иркут) трасса незначительно поворачивает на северо-восток и около 8 км идёт в этом направлении; напротив впадения левого притока, реки Тумелик, дорога поворачивает на север; за рекой Сусер (правый приток Иркута) трасса поворачивает на северо-запад, и не меняет этого основного направления до Орлика. После поворота дорога идёт вдоль левого берега Сусера, далее проходит небольшой перевал и выходит к Окинскому озеру, от которого автодорога идёт вниз по правому берегу Оки, пересекая многочисленные правые притоки реки.

Тункинский район
  • 0 кмА333 Тункинский тракт (205-й км), АЗС
  • 1-й км — мост через реку Обо-Горхон
  • 9-й км — мост через реку Аерхан
  • 16-й км — мост через реку Бугота
  • 22-й км — мост через реку Буговек
  • 23-й км — пост ДПС, кафе (справа)
  • мост через реку Белый Иркут
    23-й км — мост через реку Белый Иркут
  • 25-й км — граница Тункинского и Окинского районов, святилище перевала Нуху-Дабан[3] (слева)
Окинский район

Примечания

  1. Перечень автодорог общего пользования регионального значения РБ (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 июля 2015. Архивировано 29 ноября 2014 года.
  2. UlanMedia.ru Свыше 112,6 млн рублей направят на реконструкцию автодороги Монды—Орлик в Бурятии.
  3. Нуху-Дабан (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 июля 2015. Архивировано 31 августа 2016 года.