Монгольская мифология
Монгольская мифология имеет широкий диапазон толкований. Она может означать мифологию монгольских народов[1] и, в этом случае, включать в себя бурятскую мифологию. Иногда ее объединяют в тюрко-монгольскую мифологию[2][3] или говорят о монголо-тибетских мифах[4]. Эти названия выражают культурное взаимодействие между монголами и их предками (сяньби) с тюркским миром (в лице хунну) и тибетским ламаизмом с бонским субстратом. Соответственно, если религия древних монголов трактуется как тенгрианство, то после образования Монгольской империи в XIII веке начинает проникать тибетский буддизм.
Источниками знаний о монгольской мифологии являются Сокровенное сказание монголов, "Черная вера" Д. Банзарова, "История монголов" Плано Карпини, Книга чудес света Марко Поло, Джами ат-таварих Рашид ад-Дина и более поздние материалы этнографических экспедиций.
Монгольская мифология содержит в себе ряд пластов. Самым древним считается тотемизм как система связи монгольских племен с духами животных. В качестве тотемов выступали медведь, волк (тотем волка у монголов), горностай, соболь, белка, хорек, заяц, лебедь, орел, коршун и налим.
Другой пласт составляли духи предков (онгон), которым приносилась жертва в виде сжигаемой пищи. Также чтились эдзены - духи конкретных мест.
Высший пласт мифологии был представлен Вечным Синим Небом (Хухе Мунхэ Тэнгэр). Небо воспринималось как источник власти и первопричина необходимости. При этом единое Небо часто выступало в виде множества отдельных небесных духов - Тенгри: Багатур-тэнгэри (бог храбрости), Дайчин-тэнгэри (бог войны), Дзаягачи-тэнгэри (покровитель скота), Лу-тэнгэри (бог грома). Антиподом Вечного Неба в мифологии древних монголов была Мать Земля (Этуген).
Чуть ниже по статусу были небесные духи сульде, изображаемые в виде всадников или знамен. Например, культ Чингисхана заключался в поклонении его сульде, то есть белому и черному знамени, изготовленным из гривы белого и черного коня[5]. В современном монгольском сульд (монг. сүлд) означает герб. Например, Герб Улан-Батора — Улаанбаатарын сүлд.
Под воздействием буддийской мифологии к монголам перешли образы Хормусты[6] и Гэсэра. Также более поздним заимствованием из алтайского пантеона считается бог подземного мира Эрлик[7].
Из низшей мифологии известны алмасты (монг. алмас: снежный человек) и гигантский червь Олгой-хорхой, а также шулмус ("ведьма-оборотень"), мангас ("многоголовое черное чудовище")[8] и чотгор (призрак умершего).
Примечания
- ↑ Мифология монгольских народов
- ↑ Turko-Mongol Mythology
- ↑ Дампилова Л.С. Мифологические персонажи в эпических и обрядовых материалах тюрко-монгольских народов // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова: Серия Эпосоведение, 2016
- ↑ Монголы, Тибет. Монголо-тибетские мифы и легенды
- ↑ Сульде: зачем монгольские воины вызывали дух Чингисхана
- ↑ Дугаров Б.С. Аспекты образа Хормусты в монгольской мифологии
- ↑ Гумилёв Л.Н. Поиски вымышленного царства. гл. 12
- ↑ А.А. Соловьева. Мир демонов: представления монголов о нечистой силе
Ссылки
- Красиков В.И. У истоков культуры: специфика монгольского мифосознания // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств, 2020