Момпоу, Федерико

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Федерико Момпоу
исп.  Federico Mompou
Основная информация
Полное имя кат. Frederic Mompou i Dancausse
Дата рождения 16 апреля 1893(1893-04-16)
Место рождения Барселона
Дата смерти 30 июня 1987(1987-06-30) (94 года)
Место смерти Барселона
Страна  Испания
Профессии композитор, пианист
Инструменты фортепиано
Награды
Кавалер ордена Искусств и литературы (Франция)

Федери́ко Момпо́у (исп.  Federico Mompou, кат. Frederic Mompou i Dancausse, 16 апреля 1893, Барселона — 30 июня 1987, там же) — испанский (каталонский) композитор и пианист.

Биография

Учился в Барселонской консерватории, с 1911 года — в Париже, куда отправился с рекомендательным письмом Э. Гранадоса; здесь его учителями были, прежде всего, Изидор Филипп и его ассистент Мотт-Лакруа. Из-за крайней застенчивости был вынужден отказаться от карьеры пианиста, целиком переключился на сочинение. В 1914 году, спасаясь от начавшейся войны, вернулся на родину, но в 1921 году снова уехал в Париж, где жил до 1941 года.

Дружил с Вилла-Лобосом, Полем Валери, Артуром Рубинштейном, Дариюсом Мийо, Франсисом Пуленком.

В политическом отношении консерватор, сторонник каталонского регионализма. Поддерживал испанских фалангистов.

Похоронен на Монжуикском кладбище (кат. Cementiri de Montjuïc) в Барселоне.

Творчество

Писал почти исключительно для фортепиано или фортепиано и голоса, разрабатывал мотивы испанского и каталонского фольклора.

Ещё со времён обучения в парижской консерватории парадоксальным образом испытал на себе сильнейшее влияние творчества Клода Дебюсси и Эрика Сати одновременно.[1]

Произведения

  • 19111914, Impresiones Intimas
  • 19141917, Pessebres
  • 1915, L’Hora grisa, для голоса и фортепиано
  • 1915, Muntanya
  • 19151918, Scènes d’enfants
  • 19161917, Suburbis
  • 19171919, Cants màgics
  • 19181924 Canción y Danza II
  • 1920, Fêtes lointaines
  • 19201921, Charmes
  • 1921, Canción y Danza I
  • 1921, Trois Variations
  • 1923, Dialogue I—II
  • 1925, Cuatro melodias, для голоса и фортепиано, на собственные стихи
  • 1926, Canción y Danza III
  • 1926, Cançoneta incerta, для голоса и фортепиано, на стихи Джозепа Карне
  • 1926, Comptines I—III, для голоса и фортепиано
  • 19271928, Préludes 1 à 4
  • 1928, Canción y Danza IV
  • 1928, Le nuage, для голоса и фортепиано
  • 1929, Altitud, для скрипки и фортепиано
  • 19301944, Préludes 5 à 10
  • 1937, Souvenirs de l’exposition
  • 19381957, Variaciones sobre un tema de Chopin
  • 1942, El Pont (неизд.)
  • 19421947, Paisajes
  • 19421948, Combat del Somni, для голоса и фортепиано
  • 1943, Comptines IV—VI, для голоса и фортепиано
  • 1945, Dos melodias, для голоса и фортепиано, на стихи Хуана Рамона Хименеса
  • 19481962, Chanson et Danse n° 14
  • 1949, Canço de la fina, для голоса и фортепиано, на стихи Томаса Гарсеса
  • 1951, Aureana do Sil, для голоса и фортепиано
  • 1951, Canción de cuna
  • 1951, Cantar del alma, для голоса и фортепиано, на стихи Сан-Хуана де ла Круса
  • 1951, Cantar del alma, для органа и 4 женских и мужских голосов
  • 1952, Prélude n° 11 (неизд.)
  • 1953, Dos cantigas de Alfonso X et Sabio, для хора
  • 1955, Perlimplinada, балет, по пьесе Ф. Г.Лорки (неизд.)
  • 1958, Ave Maria, для хора
  • 1959, Musica callada
  • 1960, Chanson et Danse n° 13, для гитары
  • 1961, Sant Marti, для голоса и фортепиано
  • 1961, Sant Marti, для голоса и оркестра
  • 1962, Canto de Ultreia, для хора
  • 1962, Musica callada, II
  • 1963, Impropères, для хора и оркестра
  • 1964, Primeros pasos, для голоса и фортепиано, на стихи Клары Ханес
  • 1965, Combat del Somni, для голоса и оркестра
  • 1965, Musica callada, III
  • 1966, Vida interior
  • 1967, Musica callada, IV
  • 1970, Becquerianas, для голоса и фортепиано, на стихи Густаво Адольфо Беккера
  • 1970, L’ocell daurat, кантата для детского хора (неизд.)
  • 1972, Cinq mélodies sur des textes de Paul Valéry, для голоса и фортепиано
  • 1972, Pastoral, Chanson et Danse n° 15, для органа
  • 1972, Suite compostelana, для гитары
  • 1973, Propis del temps d’Advent, для хора и органа (неизд.)
  • 1976, Bali rodo, для хора
  • 1976, El pont, для виолончели и фортепиано, посвящается Пабло Казальсу
  • 1978, La vaca cega, для хора и органа (неизд.)
  • 1983, Mira, Quina, Resplendor, для голоса и фортепиано (неизд).
  • sd., El nino mudo, для голоса и фортепиано, на стихи Ф.Гарсиа Лорки (неизд.)
  • sd., Prélude n° 12 (неизд.)

Признание и наследие

Удостоен Золотой медали правительства Каталонии (1980), кавалер Ордена искусств и литературы, почётный доктор Барселонского университета. Произведения Момпоу исполняли Монтсеррат Кабалье, Виктория де лос Анхелес, Алисия де Ларроча, Хосе Каррерас, Херберт Хенк и др.

Литература

  • Prevel R. La musique et Federico Mompou. Genève: Editions Ariana, 1976 (исп. изд. 1981)
  • Iglesias A. Federico Mompou (su obra para piano). Madrid: Alpuerto, 1976
  • Mellers W.H. Le Jardin Retrouvé. The Music of Frederic Mompou. York: Fairfax Press, 1987
  • Janès C. Federico Mompou: Vida, textos y documentos. Madrid: Fundacion Banco Exterior, 1987
  • Jankélevitch V. La Présence lointaine — Albeniz, Séverac, Mompou. Paris: Seuil, 1983
  • Estefanía A.G.Federico Mompou. Madrid: SGAE, 1994
  • Rosenmann Taub M. Lieder ohne Ton: Anmerkungen zu Federico Mompou, Ralf R. Ollertz, Carlos Saura und Frédéric Chopin: Beiträge, Meinungen und Analysen zur neuen Musik. Saarbrücken: PFAU-Verlag, 1995
  • Zalkind A. A study of Catalan composer Frederico Mompou’s (1893—1987) Música callada. Lewiston: E. Mellen Press, 2002
  • Bastianelli J. Federico Mompou, à la recherche d’une musique perdue. Lausanne: Payot, 2003

Ссылки

Примечания

  1. Eric Satie. Correspondance presque complete. — Paris: Fayard / Imec,, 2000. — Т. 1. — С. 651. — 1260 с. — 10 000 экз. — ISBN 2 213 60674 9.