Мокиль, Сарра Яковлевна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сарра Мокиль
Профессия художник
режиссёр-мультипликатор
Карьера 1932—1973
Направление кукольная мультипликация
игровое кино
Награды

Са́рра Я́ковлевна Мо́киль (12 октября 1906, Полтава — 2 июля 1984, Москва) — советский кинорежиссёр, художник анимационного кино, скульптор. Заслуженный работник культуры РСФСР.

Биография

Родилась 12 октября 1906 года в Полтаве Полтавской губернии. В 1929 году окончила Московский техникум кустарной промышленности, получив специальность художника прикладного искусства. Работала художником-оформителем кукол в артели «Экспоигрушка»[1].

С 1931 года — художник декораций и кукол Московской объединённой фабрики «Союзкино» имени 10-летия Октября (с 1935 года — кинофабрики «Мосфильм», с 1936 года — киностудии «Мосфильм»)[1]. Работала в коллективе А. Л. Птушко[2]. Художник кукол кинофильма «Новый Гулливер»[3][4][5], фильм получил награду на Первом советском кинофестивале в Москве (1935)[6] и считается классикой полнометражной кукольной анимации[7][8].

Внешние изображения
М. Литвинов, А. Птушко, С. Мокиль на Первом советском кинофестивале в Москве (1935)
С группой кинематографистов на Первом советском кинофестивале в Москве (1935)
С. Мокиль и А. Птушко у макета, фильм «Новый Гулливер» (1935)

Куклы, блестяще сделанные художницей Саррой Мокиль (особенно король, конферансье, рабочие), под умелым руководством режиссёра А. Птушко разыгрывают остроумную феерию. (...) Куклы, особенно на крупных планах «работают» мастерски, а местами доходят до виртуозности. «Новый Гулливер» утверждает новый вид художественной кинематографии. Объёмная мультипликация — очень редкий вид киноискусства, а полнометражная объёмная мультипликация становится впервые в мировой истории.

Совместно с А. Л. Птушко разработала технологию литья подвижных масок и способы их крепления на кукольной фигуре, является разработчиком пластического грима[10].

В 1936 году дебютировала как режиссёр[11]. Поставила первый советский цветной кукольный анимационный фильм «Лиса и Волк» по трёхцветному методу П. М. Мершина[2][12]. По оценке российского киноведа Н. Ю. Спутницкой, картины С. Я. Мокиль «Лиса и волк», «Репка», «Волк и семеро козлят» и «Танцы кукол» особенно трогательны среди фильмов-басен и, «отличаясь тщанием сделанных кукол, утверждают семейные (не читай: коллективистские) ценности»[13].

Преподавала на курсах художников-кукловодов и скульпторов-фазовщиков (1936)[14].

В начале Великой Отечественной войны с отцом Яковом Мокилем[15] и детьми[16][17] эвакуировалась в Буинск[18].

С 1945 года работала на киностудии «Мосфильм» художником по костюмам, скульптором. В 1948 году основала на студии мастерскую пластического грима, создавала гримы исторических персонажей: В. И. Ленина, И. В. Сталина, А. П. Чехова и т. д[1]. При этом неизменно делала маски, чучела, кукол животных и птиц для сказочных фильмов Птушко: «Каменный цветок»[19], «Садко»[1], «Илья Муромец»[19], «Вий»[20][21], «Сказка о Царе Салтане»[22][23]. Дрессировщик и постановщик трюковых сцен с животными Т. В. Габидзшвили вспоминал о С. Я. Мокиль[24]:

Она способна была творить чудеса, Лукич обязательно брал её для работы во все снимаемые им картины.

Успешно работала и для эстрады: создавала маски сатирическим персонажам А. И. Райкина и Л. Г. Горелика[1][19].

С 1976 года была на пенсии[19]. Скончалась 2 июля 1984 года в Москве[1].

В 2012 году на фестивале архивного кино в Белых Столбах были показаны восстановленные цифровым способом фильмы С. Я. Мокиль «Лиса и волк», «Волк и семеро козлят»[25][26]. В ноябре 2012 года в пражской киностудии «Баррандов» была организована выставка, посвящённая Г. Ф. Милляру, на которой демонстрировались слепки с лица актёра, детали и накладки, выполненные С. Я. Мокиль, а также парики, костюмы и редкие фотографии актёра[27].

Семья

  • Отец — Яков Давидович Мокиль (1870— ?)[15][28].
  • Мать — Мария Иосифовна Мокиль (в девичестве Френкина)[28].
  • Брат — Лев Яковлевич Мокиль[28].
  • Муж — Рышард Потоцки (1915—1975), польский художник, актёр[29].
    • Сын — Ян Ричардович Потоцкий (род. 1939), советский и российский звукорежиссёр, заслуженный деятель искусств России (2017)[29][30].
    • Дочь — Мария Ричардовна Потоцкая (в замужестве Сомершаф, род. 1939), переводчик c французского[29].

Фильмография

Режиссёр

  • 1936 — Репка (анимационный)
  • 1936Лиса и Волк
  • 1938 — Волк и семеро козлят (анимационный)
  • 1939 — Танцы кукол (анимационный)

Сценарист

  • 1938 — Волк и семеро козлят (анимационный)

Художник

Художник-постановщик
  • 1936 — Репка (анимационный)
Художник по костюмам
  • 1947 — Марите (совместно с Н. Вилутис)
Художник кукол
Художник-мультипликатор
Художник по макияжу
Маски

Актриса

Награды и звания

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Тристанов Борис. Мокиль Сара Яківна. Історія Полтави. Дата обращения: 24 мая 2022. Архивировано 13 октября 2020 года.
  2. 2,0 2,1 Майоров Н. Мокиль Сарра Яковлевна. Первые в кино, cinemafirst.ru (6 декабря 2016). Дата обращения: 12 октября 2020. Архивировано 19 октября 2020 года.
  3. Голдовский Б. П. Куклы: Энциклопедия. — М.: Время, 2004. — С. 322. — 494 с. — ISBN 5-94117-095-5.
  4. Первый век нашего кино. Энциклопедия. Фильмы, события, герои, документы / авт.-сост. К. Э. Разлогов. — М.: Локид-Пресс, 2006. — С. 261. — 910 с. — ISBN 5-98601-027-2.
  5. Спутницкая Н. Ю. Особенности масштабирования протагониста в фильме А. Птушко «Новый Гулливер» и проблема идентичности в советском детском кино второй половины 1930-х гг. // Вестник РГТУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение» : журнал. — 2015. — № 1. — С. 73—83. — ISSN 2073-6401. Архивировано 19 октября 2020 года.
  6. 6,0 6,1 Постановление жюри Первого советского кинофестиваля // Правда : газета. — 1935. — 3 марта (№ 61 (6307)). — С. 2. Архивировано 13 октября 2020 года.
  7. Буранов Н. Как появилась и развивалась отечественная мультипликация?. histrf.ru. История.РФ. Дата обращения: 12 октября 2020. Архивировано 26 октября 2020 года.
  8. «Новый Гулливер» — 85 лет на экране. Онлайн-выставка на сайте «Мосфильма» рассказывает о легенде нашего кино. na-zapade-mos.ru (5 июня 2020). Дата обращения: 12 октября 2020.
  9. Шумяцкий Б. Отвечаем делом. О картинах „Лётчики“ и „Новый Гулливер“ // Правда : газета. — 1935. — 23 марта (№ 81 (6327)). — С. 2.
  10. Масуренков Д. Мастер кинофеерий Александр Птушко. mediavision-mag.ru. МediaVision информационно-технический журнал (март 2016). Дата обращения: 12 октября 2020. Архивировано 16 октября 2020 года.
  11. Туровская М. Зубы дракона. Мои 30-е годы. — М.: АСТ, Corpus, 2015. — С. 533. — 652 с. — ISBN 978-5-17-085235-2.
  12. Какой был самый первый мультик. Самый первый мультфильм в мире. gameriskprofit.ru. Дата обращения: 12 октября 2020.
  13. Спутницкая Н. Ю. Советская школа объёмного кино 1930-х годов: от авангарда к мейнстриму // Вестник ВГИК : журнал. — 2016. — Сентябрь (№ 3 (29)). — С. 8—18.
  14. Сарра Яковлевна Мокиль. Kinoglaz: Cinéma russe et soviétique. Дата обращения: 24 мая 2022. Архивировано 13 октября 2020 года.
  15. 15,0 15,1 Яков Давидович Мокиль в эвакуационных списках (1942)
  16. Ян Потоцкий в эвакуационных списках (1942). Дата обращения: 14 октября 2020. Архивировано 17 октября 2020 года.
  17. Мария Потоцкая в эвакуационных списках (Музей Яд-Вашем, Иерусалим). Дата обращения: 14 октября 2020. Архивировано 18 октября 2020 года.
  18. Сарра Яковлевна Мокиль в эвакуационных списках (1942). Дата обращения: 14 октября 2020. Архивировано 14 октября 2020 года.
  19. 19,0 19,1 19,2 19,3 Мигунов Е. Работа в кукольной анимации // Киноведческие записки : журнал. — 2005. — № 73. — С. 310—332. Архивировано 22 ноября 2018 года.
  20. Анфимова Е. Вампиры и зомби. Всё о живых мертвецах. — СПб.: Пресс-Курьер, 2013. — 36 с.
  21. Белова И. Отходная по панночке. darkermagazine.ru (ноябрь 2013). Дата обращения: 12 октября 2020. Архивировано 18 октября 2020 года.
  22. Александр Птушко на съёмках фильма «Сказка о царе Салтане» (1966). www.museikino.ru. Музей кино. Дата обращения: 12 октября 2020. Архивировано 13 октября 2020 года.
  23. Спутницкая Нина. Гулливеркино: обратная сторона сказки. Александр Птушко – инновации // Искусство кино : журнал. — 2015. — Май (№ 5). — ISSN 0130-6405.
  24. Самоделова С. Вий и его команда // Московский комсомолец : газета. — 2001. — 20 июля. Архивировано 4 мая 2015 года.
  25. Васильева Ж. Вперёд, в историю! // Литературная газета. — 2012. — 8 февраля (№ 5 (6356)). — ISSN 0233-4305. Архивировано 9 августа 2020 года.
  26. ЖЖ-авторgeorge-smf. Белые Столбы — 2012 (Часть 1). Живой Журнал (3 января 2012). Дата обращения: 24 мая 2022. Архивировано 24 июля 2021 года.
  27. Баррандов чествует Г. Милляра. Газета «Пражский экспресс» (9 июля 2012). Дата обращения: 24 мая 2022.
  28. 28,0 28,1 28,2 Сарра Мокиль. MyHeritage. Дата обращения: 24 мая 2022.
  29. 29,0 29,1 29,2 Малгожата Потоцка: «А мне нравится современное русское кино». Столетие.RU (16 ноября 2016). Дата обращения: 24 мая 2022. Архивировано 13 октября 2020 года.
  30. ЖЖ-авторgeorge-smf. Год, который был — 1. Живой Журнал (26 декабря 2012). Дата обращения: 24 мая 2022. Архивировано 1 августа 2021 года.
  31. Впервые в СССР: Главархив столицы рассказывает о международном кинофестивале. Рамблер/кино (21 февраля 2020). Дата обращения: 12 октября 2020.
  32. Спутницкая Н. Ю. Птушко. Роу. Мастер-класс российского кинофэнтези. — М.—Берлин: Директ-Медиа, 2018. — С. 14. — 374 с. — ISBN 978-5-4475-9618-7. Архивная копия от 13 октября 2020 на Wayback Machine
  33. Гнатюк Н. Примерьте лицо! // Московский комсомолец : газета. — 1973. — 8 ноября.

Ссылки