Моисси, Александр

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Александр Моисси
Гражданство  Австрия
 Германия
Профессия актёр

Алекса́ндр Мо́исси (нем. Alexander Moissi, алб. Aleksandër Moisiu; 2 апреля 1879, Триест — 23 марта 1935, Вена) — немецкий и австрийский актёр.

Биография

Почтовая марка Албании с изображением А.Моисси. 1960 г.

Родился в семье зажиточного албанского торговца и моряка Константина Моисси в Триесте, принадлежавшем тогда Австро-Венгрии. В детстве жил попеременно то у отца, в албанском Дурресе, то у матери в Триесте, затем воспитывался в интернате города Граца.

В 1898 году, в возрасте 19 лет, приехал в Вену обучаться пению. Через год поступил в венский Бургтеатр, где вначале из-за слабого знания немецкого языка и сильного итальянского акцента исполнял только немые роли. Здесь талант Моисси был замечен австрийским актёром Йозефом Кайнцем, игравшим вместе с ним в мольеровском «Тартюфе». По рекомендации Кайнца и директора Бургтеатра Моисси попадает в Прагу, где в 1901 — 1903 годах играет в Новом Немецком театре и дружит с Леппином.

В 1903 году актёр переезжает в Берлин, где знакомится с Максом Рейнхардом, который берёт его в Немецкий театр. Признание пришло к А.Моисси не сразу, мешал оставшийся на всю жизнь итальянский акцент. Первой большой ролью актёра стал Освальд в поставленных Рейнхардом «Привидениях» Ибсена (1906), затем последовала роль Оберона в пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1905), потом «Гамлет», а также роль Феди Протасова в драме «Живой труп» Л. Толстого, поставленной в 1913 году.

А. Моисси был актёром широкого диапазона. Среди его лучших ролей — Фауст и Мефистофель, Ромео и шут в «Короле Лире», маркиз Поза в «Доне Карлосе» и Ихарев в «Игроках» Гоголя. Игра артиста была наднациональной, его Федя Протасов не был русским, Гамлет не был датчанином, а Освальд — норвежцем[источник не указан 4912 дней]. Его герои воплощали в первую очередь общечеловеческие идеалы, поставленные в трагические обстоятельства.

С началом Первой мировой войны (1914) актёр идёт добровольцем в немецкую армию, попадает в плен, из которого возвращается лишь в 1918. Вскоре после возвращения принимает участие в коммунистическом движении спартаковцев. В 1910-е — 1920-е годы актёрский талант Моисси приобретает общеевропейское признание. В период между мировыми войнами он много гастролирует по Европе и Америке, несколько раз приезжает в Москву и Петроград. В Германии в этот период артист бывает лишь изредка, а с приходом там в 1933 году к власти нацистов навсегда покидает Германию.

Умер актёр в Вене от воспаления лёгких, после поездки в Италию, где собирался сниматься у Пиранделло в пьесе, специально для него написанной Стефаном Цвейгом. Перед самой смертью А. Моисси «за заслуги» были предоставлены итальянское и албанское гражданства. Похоронен в Моркоте. Правнук — известный актёр Гедеон Буркхард.

Примечания

Литература

  • «История зарубежного театра», ч.2, Москва 1984.
  • Бушуева С. Моисси. Москва: Искусство, 1986. 192 с.