Мозер, Ханс Иоахим

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ханс Иоахим Мозер

Ханс Иоахим Мозер (также Ганс Иоахим Мозер, нем. Hans Joachim Moser; 25 мая 1889, Берлин — 14 августа 1967, Берлин) — немецкий музыковед, композитор, певец и писатель. Отец оперной певицы Эдды Мозер.

Биография

Ханс Иоахим Мозер — сын профессора музыки Андреаса Мозера. Изучал музыковедение у Густава Еннера и Роберта Кана, обучался игре на скрипке у отца. Учился германистике и философии в Марбургском, Берлинском и Лейпцигском университетах. В 1910 году защитил докторскую диссертацию в Ростокском университете.

В звании лейтенанта участвовал в Первой мировой войне. В 1919 году габилитировался при Университете Галле, в 1922 году получил звание экстраординарного профессора. В 1925 году был приглашён на работу в Гейдельбергский университет. В 1927—1933 годах руководил Государственной академией церковной и школьной музыки в Берлине, одновременно являлся приглашённым профессором Берлинского университета. В 1933 году лишился работы в Берлинском университете за предоставление привилегий студенткам, вступавшим с ним в интимные отношения.

Несмотря на действовавший запрет на приём в партию 1 апреля 1936 года стал членом НСДАП. В 1938 году занял должность заместителя руководителя отдела музыкальной обработки в Имперском министерстве народного просвещения и пропаганды, в 1940—1945 годах возглавлял это учреждение. При Мозере с 1940 года проводилась «аризация» ораторий Генделя. С 1944 года Мозер публиковался в розенберговском журнале «Музыка на войне».

В 1947 году Мозер получил звание профессора Йенского университета, но спустя два месяца был уволен за свою деятельность в министерстве пропаганды. В 1950—1960 годах Мозер работал директором Городской консерватории в Западном Берлине. В 1963 году удостоился медали Моцарта.

Мозер написал труды о многих композиторах, в том числе о Пауле Хофхаймере, Генрихе Шютце и Иоганне Себастьяне Бахе, а также исследовал немецкие песни со времён Моцарта. В 1920-е годы Мозер опубликовал неоднократно переиздававшийся впоследствии трёхтомник «История немецкой музыки». После Второй мировой войны Мозер написал работу об истории лютеранской церковной музыки в Германии и многочисленные биографические сочинения.

Примечания

Литература

  • Ludwig Finscher: Moser, Hans Joachim, in: Die Musik in Geschichte und Gegenwart, hg. von Ludwig Finscher, 2. neubearbeitete Auflage, Personenteil, Bd. 12. Bärenreiter/ Metzler, Kassel et al. 2004, Sp. 528f.
  • Ute Lemm: Musikwissenschaft in Westdeutschland nach 1945. Analysen und Interpretationen diskursiver Konstellationen. Univ. Diss., Bonn 2005 ([1])
  • Heinz Wegener: Festgabe für Hans Joachim Moser zum 65. Geburtstag. Hinnenthal, Kassel 1954
  • Harald Lönnecker: Die Propagierung des Deutschen bei Hans Joachim Moser und Joseph Maria Müller-Blattau, in: Sabine Mecking, Yvonne Wasserloos (Hg.): Inklusion und Exklusion. «Deutsche» Musik in Europa und Nordamerika 1848—1945, Göttingen 2016, S. 171—194.

Ссылки