Михайлов, Михаил Иванович (тенор)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Михаил Михайлов
Основная информация
Имя при рождении Моисей Иоакимович Зильберштейн
Полное имя Михаил Иванович Михайлов
Дата рождения 27 октября 1858(1858-10-27)
Дата смерти 6 октября 1929(1929-10-06) (70 лет)
Страна  Российская империя
Профессии оперный певец, музыкальный педагог
Инструменты тенор
Коллективы Мариинский театр

Михаи́л Ива́нович Миха́йлов (настоящие имя и фамилия Моисей Иоакимович Зильберштейн; (27 октября 1858 г. (по другим источникам 1860 г.), Вильно, Российская империя — 6 октября 1929 г., Москва, СССР) — выдающийся отечественный оперный певец (тенор), которого критики называли «русским Мазини»[1]. Артист императорской оперы. Оперный антрепренер и педагог. Один из крупнейших российских вокалистов рубежа XIX—XX веков.

Биография

Окончил курс в Московской консерватории (педагог Дж. Гальвани). Сначала пел в Киеве и Тифлисе, с 1884 по 1896 гг.— в Санкт-Петербурге, на императорской оперной сцене (солист Мариинского театра). На этой сцене дебютировал в партии Радамеса (опера «Аида»).

В 1890 г. был переведен из Петербургской императорской труппы в Московскую, где выступал в московском Большом театре.

В 1896—1900 гг. возглавил собственную частную оперную труппу.

Выступал как камерный певец.

Композитор А. Г. Рубинштейн посвятил ему романс «Осень» .

В 1895 г. выступал вместе с Ф. Шаляпиным в концертах, в том числе в Вильно.

В 1904 г. открыл школу пения в Москве. Также преподавал в Санкт-Петербурге.

Оперная карьера певца была очень продолжительна (42 года).

Умер в 1929 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище; могила утрачена[2]

Творчество

Наиболее сильные стороны индивидуальности артиста — исключительный по красоте и силе голос, незаурядная вокальная техника. Обладал гибким, легким голосом необыкновенной красоты тембра и широкого диапазона (свободно брал верхнее ре), преодолевал тесситурные трудности. В совершенстве владел техникой вокала, в том числе, филированием звука и колоратурой. Не обладал большим актерским дарованием. Поэтому художественный образ ролей певец создавал преимущественно вокальными средствами.

Первый исполнитель партии Ленского в опере «Евгений Онегин» Чайковского на сцене Мариинского театра. Исполнение певца было высоко оценено Чайковским.

С большим успехом также пел партии Рауля («Гугеноты»), Радамеса («Аида»), Фауста, Роланда («Эсклармонда»), Князя («Русалка»), Баяна («Руслан»), Андрея («Мазепа» П. Чайковского); князя («Демон»), Беппо («Корделия», 1-й исполнитель), Альмавива («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Фауст («Фауст»), Ромео («Ромео и Джульетта»), Альфред («Травиата»), Герцог («Риголетто»), Яромира («Млада») и другие.

Примечания

  1. [dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/84113/Михайлов Михайлов, Михаил Иванович]
  2. Дубин А. С. Новодевичье кладбище // Кобак А. В., Пирютко Ю. М. Исторические кладбище Санкт-Петербурга. — М.; СПб. : Центрполиграф; МиМ Дельта, 2009. — С. 472—503. — 800 с. — ISBN 978-5-9524-4025-8.

Литература

  • Звезды в лицах: Театральный альбом // Стрекоза (СПб.). 1887;
  • Корганов Г. М. И. Михайлов // Баян. 1888. № 15; Иллюстрированный спутник артиста. — СПб.: изд. А. М. Шампаньер, 1900. № 1. С. 6—7;

г) // Жизнь искусства. 1929. № 41. С. 16; Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и её мастера. 1890—1910. — Л.; М., 1940. С. 75, 78—80;

  • Вересаев В. В. Невыдуманные рассказы о прошлом. — Свердловск, 1963. С. 62;
  • H. H. Фигнер: Воспоминания. Письма. Материалы. — Л., 1968. С. 28, 30, 31; Музыкальное наследство. — М., 1970. Т. III. С. 315, 316, 349;
  • Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — Л., 1973. С. 236—237, 290.