Ларионов, Михаил Фёдорович
Михаил Фёдорович Ларионов | |
---|---|
Дата рождения | 3 июня 1881 |
Место рождения | Тирасполь, Херсонская губерния, Российская империя |
Дата смерти | 10 мая 1964 (82 года) |
Место смерти | Фонтене-о-Роз, Иль-де-Франс, Франция |
Михаи́л Фёдорович Ларио́нов (22 мая [3 июня] 1881, Тирасполь, Херсонская губерния — 10 мая 1964, Фонтене-о-Роз) — русский художник, живописец[1], график[1], сценограф[1], теоретик искусства[1], один из основоположников русского авангарда. Муж Натальи Гончаровой[2].
Биография
Сын военного фельдшера, детство провёл на юге России в Тирасполе, куда затем часто возвращался на летние этюды.
В 1891 году Ларионовы приехали в Москву, и Михаил поступил в реальное училище Воскресенского.
В 1898—1910 — учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Валентина Серова, Исаака Левитана и Коровина Константина[3][1]. Там же познакомился с Натальей Гончаровой, ставшей не только его спутницей жизни (официально брак был зарегистрирован только в 1955 году), но и единомышленницей в творчестве[4].
С начала 1900-х годов Ларионов активно участвовал в художественной жизни, выставляясь не только в России, но и в Европе. Большое влияние на Ларионова оказали французские живописцы, с творчеством которых впервые он познакомился в московском собрании Сергея Щукина.
В 1902—1906 годах работал в стиле позднего импрессионизма («Куст сирени в цвету»).[1]
В 1906 году по приглашению Сергея Дягилева участвовал в русской секции парижского Осеннего салона.
В 1907 году, испытывая воздействие фовизма и наивного искусства, обратился к примитивистской манере, создавая запоминающиеся полотна, отличающиеся сочным цветом, резкими линиями и острыми сценами («Отдыхающий солдат», «Весна»). Один из основателей художественной группы «Венок—Стефанос» (1907), на выставках которой периодически участвовал до осени 1910 года, и активный участник группы «Золотое руно» (1908—1910).
В 1909—1911 годах принимал участие в интернациональных «Салонах» Издебского.
К 1912 году создал новую художественную концепцию — лучизм[1], один из первых примеров абстрактного искусства в разряде так называемого «беспредметного творчества», где формы образовывались в результате пересечения лучей, отражённых от различных предметов.
В 1914 году, после начала Первой мировой войны, был призван на военную службу. Комиссовавшись по ранению, Ларионов поселился в Париже, где в 1915—1929 годах вместе с Гончаровой работал для Дягилева, создавая костюмы и декорации к постановкам его «Русских балетов». В живописи он вернулся к ранней, фигуративной, манере, камерному жанру и натюрморту. Из-за разразившейся Октябрьской революции в Россию больше не вернулся.
В 1955 году официально зарегистрировал свой брак с Натальей Гончаровой. После её смерти в 1962 году, женился на А. К. Томилиной, которая стала официальной наследницей обоих художников[5].
Умер в парижском пригороде Фонтене-о-Роз в 1964 году. Похоронен на кладбище в Иври-сюр-Сен. В Тирасполе есть улица, названная в честь художника.
Выставки
Этот раздел не завершён. |
Вместе с Натальей Гончаровой Ларионов был активным участником «левого направления» в искусстве, он инициировал серию громких выставок:
- 1910 — «Бубновый валет»
- 1912 — «Ослиный Хвост»
- 24 марта (6 апреля) — 7 (20) апреля 1913 — «Мишень»
- 1914 — «№ 4. Футуристы, лучисты и примитив»
В 1980 году в Москве состоялась персональная выставка художника. В 1989 году картины Ларионова были переданы А. К. Томилиной-Ларионовой в дар Третьяковской галерее[5].
В сентябре 2018 года в Новой Третьяковке открылась ретроспективная выставка Михаила Ларионова.
Иллюстрации и книжная графика
Активно работал с издательствами, в 1910-е годы исполнил иллюстрации к изданиям поэтов-футуристов («Помада» Кручёных, издано в 1912). Кроме того оформил следующие книги:
- Парнах, В. Я. Набережная / [2 рисунка М. Ларионова]. — [Париж, 1919].
- Blok, A. A. Les douze / traduit du russe par Serge Romoff; avec sept illustration d’apres les dessins de Michel Larionow. — Paris: La Cible, 1920.
- Voyage en Turquie / 32 gouaches 1907—1909, reproduites au pochoir au format et sur papier des originaux. — Paris: L’étoile boitante, [около 1928].
- Беляева, Н. Нищета. — Париж: Птицелов, 1945. (Иллюстрирована от руки.)
- Défense et illustration de l’art abstrait par Michel Seuphor. — Paris, 1949. (Иллюстрирована от руки.)
- Larionov, M. Diaghilev et les Ballets russes / Dessins et textes de Michel Larionov. — Paris: la Bibliothèque des arts, [1970].
Театральные работы
- «Русские балеты» Дягилева
- 1915 — «Полуночное солнце» хореограф Л. Мясин, музыка Н. Римского-Корсакова
- 1916 — «Кикимора» хореограф Л. Мясин, музыка А. К. Лядова
- 1917 — «Русские сказки» хореограф Л. Мясин, музыка А. К. Лядова (совместно с Н. Гончаровой)
- 1921 — «Шут», музыка С. С. Прокофьева. Ларионов также выступил в качестве хореографа совместно с Тадеушем Славинским
- 1922 — «Байка про лису, петуха, кота да барана», хореограф Б. Нижинская, музыка И. Стравинского
- 1929 — «Байка про лису, петуха, кота да барана», хореограф С. Лифарь
- В других театрах
- 1931 — «Классическая симфония», хореограф Т. Славинский, музыка С. Прокофьева («Опера-балет Мишеля Бенуа», театр «Пигаль[фр.]», Париж)
- 1932 — балет Сергея Прокофьева «На Днепре», хореография Сержа Лифаря.
Кинематограф
1913 «Драма в кабаре футуристов № 13». Премьера состоялась в январе 1914 года, уже после распада группы «Ослиный хвост».
Сочинения
- Лучизм, М., 1913.
Память
- 6 декабря 2016 года «Марка Приднестровья» презентовала выпуск, посвященный художнику и одному из основоположников русского авангарда Михаилу Ларионову[6].
- В 2018 году в Москве в Даниловском районе появилась улица Ларионова[7].
Библиография
- История русского искусства, т. 10, кн. 2, М., 1969, с. 38, 104, 125—130;
- Сарабьянов Д., Примитивистский период в творчестве Михаила Ларионова, в его кн.: Русская живопись конца 1900-х — начала 1910-х годов, М., 1971;
- George W., Larionov. P., 1966.
- Ковтун Е. Ф. Михаил Ларионов. 1881—1964, Аврора, 1998;
- Н. Гончарова, М. Ларионов: Исследования и публикации. Сборник статей / Комиссия по изучению искусства авангарда 1910—1920-х гг.. — М.: Наука, 2001. — 252 с. — ISBN 5-02-022615-7.
- Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов: Исследования и публикации / Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации. — М.: Наука, 2003. — 252 с. — (Искусство авангарда 1910—1920-х годов). — ISBN 5-02-032673-9.
- Романович С. М. Воспоминания о М. Ларионове. Компакт-диск «Художник Сергей Романович в живописи и слове». М. 2003 или сайт в интернете с адресом: maakovets.narod.ru.
- Поспелов Г. Г., Илюхина Е. А. Михаил Ларионов. — М.: РА, Галарт, 2005. — 408 с. — 2000 экз. — ISBN 5-269-01039-9.
- Иньшаков А. Н. Михаил Ларионов: русские годы. — М.: Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Гнозис, 2010. — 326 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-94244-038-1.
- Иньшаков А. Н. Предмет в лучизме: абстрактная живопись М. Ф. Ларионова // Беспредметность и абстракция: Сборник статей / Российская академия наук, Научный совет «Историко-теоретические проблемы искусствознания», Комиссия по изучению искусства авангарда 1910—1920-х годов, Государственный институт искусствознания; Ответственный редактор Г. Ф. Коваленко. — М.: Наука, 2011. — С. 212—230. — ISBN 978-5-02-037517-8.
- Вакар И. А. О датировке некоторых ранних картин М. Ф. Ларионова // Третьяковские чтения. 2012: Материалы отчетной научной конференции / Научный редактор Л. И. Иовлева; редколлегия: Л. И. Иовлева, Т. В. Юденкова. — М.: СПМ-Индустрия, 2013. — С. 177—186.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Грачёва, 2010, с. 721.
- ↑ ЛАРИОНОВ • Большая российская энциклопедия - электронная версия . bigenc.ru. Дата обращения: 9 августа 2019. Архивировано 3 апреля 2019 года.
- ↑ Выставка Михаила Ларионова . Дата обращения: 14 января 2019. Архивировано 16 декабря 2019 года.
- ↑ Наталья Гончарова является двоюродной правнучкой жены А. С. Пушкина Натальи Гончаровой
- ↑ 5,0 5,1 Ларионов Михаил Федорович . Дата обращения: 8 марта 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Два новых почтовых выпуска презентовала «Марка Приднестровья» . tv.pgtrk.ru (6 декабря 2016). Дата обращения: 6 декабря 2016.
- ↑ Новым улицам на ЗИЛе присвоили наименования . Москва 24. Дата обращения: 24 декабря 2018. Архивировано 25 декабря 2018 года.
Литература
- Ларионов, Михаил Фёдорович / С. М. Грачёва // Крещение Господне — Ласточковые. — М. : Большая российская энциклопедия, 2010. — С. 721. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 16). — ISBN 978-5-85270-347-7.
Ссылки
- Родившиеся 3 июня
- Родившиеся в 1881 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Тирасполе
- Умершие 10 мая
- Умершие в 1964 году
- Умершие в Иль-де-Франс
- Художники по алфавиту
- Художники Российской империи
- Художники русского авангарда
- Художники-примитивисты
- Художники-экспрессионисты
- Художники-футуристы
- Балетные сценографы
- Сценографы Русского балета Дягилева
- Выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества
- Выпускники реального училища Воскресенского
- Русские эмигранты первой волны во Франции
- Художники объединения «Мир искусства»
- Бубновый валет
- Ослиный хвост
- Похороненные в Иври-сюр-Сен
- Наталья Гончарова
- Михаил Ларионов