Михаил Италик
Михаил Италик | |
---|---|
Михаил Италик (ср.-греч. Μιχαήλ Ἰταλικόςn) — византийский ритор середины XII века, митрополит Филиппополя. Михаил Италик находится в одном ряду с такими видными епископами-эпистолографами комниновской эпохи, как Феофилакт Болгарский, Георгий Торник[фр.], Евстафий Солунский и Михаил Хониат[1].
Подробности жизненного пути Михаила Италика не известны. По мнению историка Панагиоса Агапитоса, он родился до 1090 года[2]. Начало успешной карьере Михаила было положено в 1137 году, когда император Иоанн II Комнин включил его в посольство в Рим. На Рождество 1142 года Италик был назначен дидаскалом, толкователем Евангелий (διδάσκαλος τοῦ εὐαγγελίου) в высшей патриаршей школе при соборе Святой Софии[2]. Традиционно для своего времени, важнейшее значение для Италика имели отношения с императорской семьей и двором. В одном из своих писем он сетовал, что другой дидаскал, Никифор Василаки[фр.], получает больше милостей от императора, чем он[3]. Дидаскалы Софийского собора являлись проповедниками, получавшими фиксированное жалование, в обязанности которых входило наставлять жителей столицы в праведном образе жизни. На эту должность назначали людей, известных своим красноречием[4]. Среди тех, чьего расположения Михаил добивался был охридский архиепископ Иоанн Комнин Охридский, член императорской семьи и сын севастократора Исаака Комнина. Иоанн (в миру Адриан) был назначен архиепископом на рубеже 1140-х годов, и перед отправлением в Болгарию Михаил посвятил новому архиепископу энкомий[5]. Вскоре Италик был назначен митрополитом Филиппополя. В качестве главы епархии он пытался убедить короля Конрада III удержать участников Второго крестового похода от разорения пригородов Филиппополя[6]. Крайне мало произведений Италика сохранилось от периода, когда он занимал пост митрополита. В письмах к своему бывшему ученику Феодору Продрому он жаловался на бедность своего нового дома и называл город погрязшим ереси, имея в виду, вероятно, павликиан (богомилов). Михаил находился в конфликте с местным духовенством и пытался добиться осуждения заподозренного в ереси монаха Нифонта. Обратившись к суду патриарха Николая Музалона, Нифонт добился оправдания. По мнению византиниста Майкла Энголда[англ.], потерпев поражение у патриарха, Италик принял решение подать в отставку[7]. Умер Италик, вероятно, после 1157 года[8].
Из произведений Михаила Италика сохранились только речи и письма. Из речей внимание исследователей привлекла монодия на смерть куропатки, послужившую образцом для «Монодии на смерть щегла» Константина Манассии[9]. Монодия на смерть севастократора Андроника Комника нередко привлекалась для реконструкции событий последней из серии византийско-печенежских войн[10]. Дружеская переписка между Италиком и Феодором Продромом интересна с точки зрения анализа взаимоотношений в среде аристократии среднего уровня[8].
Примечания
- ↑ Angold, 1995, p. 3.
- ↑ 2,0 2,1 Agapitos, 1989, p. 60.
- ↑ Angold, 1995, p. 76.
- ↑ Angold, 1995, pp. 92—97.
- ↑ Angold, 1995, p. 173.
- ↑ Angold, 1995, p. 174.
- ↑ Angold, 1995, pp. 174—175.
- ↑ 8,0 8,1 Papaioannou, 2007, p. 218.
- ↑ Agapitos, 1989, p. 62.
- ↑ Козлов, 2011, с. 12.
Труды
- Michael Italikos. Lettres et discours / ed. P. Gautier. — Paris, 1972. — Vol. 14. — (Archives de l'Orient Chretien).
Литература
- Козлов С. А. Византийская традиция о последней византино-печенежской войне // Европа. Международный альманах. — Тюмень, 2011. — Вып. X. — С. 7—22. — ISBN 978-5-400-00493-3.
- Попов И. Н. Михаил Италик // Православная энциклопедия. — М., 2017. — Т. XLV : «Мерри Дель Валь — Михаил Парехели». — С. 728—729. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-052-3.
- Agapitos P. A. Michael Italikos, Klage auf den Tod seines Rebhuns // Byzantinische Zeitschrift. — 1989. — Vol. 82. — P. 59—68.
- Angold M. Church and Society in Byzantium under the Comneni, 1081-1261. — Cambridge University Press, 1995. — 604 p. — ISBN 0 521 26432 4.
- Papaioannou S. Language Games, Not the Soul’s Beliefs: Michael Italikos to Theodoros Prodromos, on Friendship and Writing // Byzantinische Sprachkunst. — Walter de Gruyter, 2007. — Bd. 20. — P. 218—233. — 357+XXIII p. — (Byzantinisches Archiv). — ISBN 978-3-11-019501-9.