Тюркская мифология
Тюркская мифология (Мифология тюркоязычных народов) — совокупность мифологических представлений среди различных народов, говорящих на тех или иных тюркских языках. Одним из компонентов мифологии тюркских народов является древнетюркская мифология[1].
Мифология тюркоязычных народов делится на ряд подгрупп, преимущественно по регионам расселения тюркских народов и, собственно, на древнетюркскую.
Древнетюркская мифология
Источниками по древнетюркской мифологии являются преимущественно рунические памятники, а также сведения из китайских, арабских, византийских, персидских и армянских источников.
Нет полной ясности о схеме древнетюркского пантеона, так, Жан-Поль Ру предположил, что остались не исследованными народные верования и культы (а только царский), Л. П. Потапов[2] выразил убеждение о том, что почитание основных божеств было распространено во всех группах и слоях древнетюркского общества[3]. Также Л. П. Потапов несколько критично отнёсся к реконструкции религиозно-мифологической системы И. В. Стеблевой.
С. Г. Кляшторный выделяет шесть основных мифологических сюжетов, делящихся, в свою очередь, на три мифотворческих цикла:
- Космогония и космология
- 1. Миф о сотворении и устройстве мира — содержится в некоторых древнетюркских рунических памятниках[4]:
Когда было сотворено (или возникло) вверху голубое небо (и) внизу темная (букв.: буря) земля, между (ними) обоими были сотворены (или: возникли) сыны человеческие (то есть люди). Над сынами человеческими воссели мои предки Бумын-каган и Истеми-каган. Сев (на царство), они поддерживали и устраивали племенной союз и установления тюркского народа.
- 2. Миф о космической катастрофе — представленная, например, в «Книге гаданий», мысль о том, что неурядицы среди людей связаны с потрясениями в окружаемом мире. Так, гибель государства может привести к двум событиям — волнению среди народа и к бедствию, когда земля «разверзается», а небо «давит». Здесь мятежи приравнены к космической катастрофе[5].
- Пантеон и социум
- 1. Мифы о богах и божественных силах
- 2. Миф о божественном сотворении государства и небесном рождении каганов — поздний миф, возникший уже после сложения тюркского государства. Во-многих рунических памятниках подчёркивается небесное происхождение каганов и тюркского эля[6].
- Этногония[7] и генеалогия
- 1. Миф о происхождении племени тюрк
- 2. Мифы о первопредках — культурных героях
Древнетюркский пантеон богов
Как указывает С. Г. Кляшторный, в орхонских рунических памятниках упоминаются чётко лишь три божества — Тенгри, Умай и Ыдук Йер-Суг. Историк И. В. Стеблева предложила расположить древнетюркские божества по «уровням» — высший — Тенгри, затем Умай, третий уровень — Йер-Суг, и, наконец, культ предков[8]. Как пишет С. Г. Кляшторный, доказательно тут только помещение Тенгри во главе пантеона[9].
Сегодня много исследователей склоняются к тому, что воззрения ранних тюрков были трихотомическими, то есть делили макрокосм на Нижний, Верхний и Средний миры[10]. В енисейских текстах упомянут Эрклиг-хан[11][12]: «Нас было четверо, нас разлучил Эрклиг (повелитель подземного мира), о горе!».
Генеалогические мифы
Известно две версии мифов о происхождении племени тюрк. Первая повествует об истреблении предков тюрок, в результате чего остался лишь один девятилетний мальчик, которому отрубили руки и ноги, а затем бросили в болото. Здесь его встретила волчица, которая вскормила ребёнка, но он всё равно погибает. После этого волчица бежит на Алтай, где у неё рождается десять антропоморфных детей (имя одного из которых будет Ашина), которые затем размножились и под предводительством Асянь-ше вышли из пещеры и стали вассалами жужаней. По второй версии, все тюрки вышли из рода Со, произошедшего от волчицы, позже погибшего, от которых осталось лишь четыре внука (волчицы), одним из них был Асянь-ше. Здесь обе версии мифа смыкаются[13].
Мифология тюркоязычных народов Малой и Средней Азии, Казахстана, Кавказа, Крыма и Западной Сибири[14]
Тюркская мифология сохранилась в данных регионах лишь в пережитках, в основном она была вытеснена исламом, а также подверглась сильному влиянию иранской культуры — девы, пари, аждарха и другие. Несколько отдельно стоят албасты, в которых древнетюркский элемент прослеживается до сих пор.
Пережитком являются и такие явления как культ предков, почитание волка, а также духи-хранители кут[15].
Мифология тюркоязычных народов Поволжья и Урала
На территории Поволжья и Урала проживает три тюркоязычных народа — башкиры, татары и чуваши. Языческие представления более чётко остались лишь у чувашей, так как христианизация их не закончилась ещё и к концу XIX века. Но среди исследователей нет согласия, какие черты религиозных верований чувашей остались от древнетюркской мифологии.
Как отмечает В. Н. Басилов, древнетюркская и иранская мифология выражена здесь слабо, а некоторые названия мифических существ более у других народов (вне региона) не встречаются: шурале, бичура и другие. Связано это, скорее всего, с древними традициями финно-угорского населения.[16]
Мифология саяно-алтайских тюркоязычных народов
Довольно много мифологических сюжетов осталось у алтайцев, хакасов, тувинцев и шорцев. Здесь и почитание земли и рек, неба и жертвоприношения ему, почитание Йер-суг и Умай.[17] У алтайцев, хотя и несколько изменённо, существует миф о происхождении древних тюрок[18].
См. также
Примечания
- ↑ Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. Под. ред. С. А. Токарева М.:1980 стр.536
- ↑ автор статьи в «Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах» (в соавт. с С. Г. Кляшторным)
- ↑ Здесь и далее историография вопроса печ.по: С. Г. Кляшторный. История центральной Азии. Спб, Изд-во: СПбГУ 2003 стр. 319—322
- ↑ Надпись в честь Бильге-кагана. Большая надпись, строфа первая (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 марта 2011. Архивировано 23 сентября 2013 года.
- ↑ С. Г. Кляшторный. Указ.соч. стр. 325
- ↑ См.подр: Jean-Paul Roux. Faune et flore sacrées dans les sociétés altaïques (Maisonneuve et Larose, 1966)
- ↑ Народная этногония . Дата обращения: 2 марта 2011. Архивировано 29 марта 2017 года.
- ↑ И. В. Стеблева. К реконструкции древнетюркской религиозно-мифологической системы//Тюркологический сборник. М, 1971
- ↑ С. Г. Кляшторный. Указ.соч. стр. 326
- ↑ Полная библиография — С. Г. Кляшторный. Указ. соч. стр.326, также: Об изображении божеств древнетюркского пантеона на памятниках искусства номадов Южной Сибири и Центральной Азии эпохи раннего Средневековья Архивная копия от 27 декабря 2019 на Wayback Machine
- ↑ Рунические памятники Хакасии. Алтын-Кёль I Е 28 строфа 8 (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 марта 2011. Архивировано 3 апреля 2009 года.
- ↑ См. также: С. Г. Кляшторный. Стелы Золотого озера// Turcologica. Л, 1976
- ↑ Л. Н. Гумилёв. Древние тюрки. Спб, 2002 стр. 26-27
- ↑ Здесь и далее классификация даётся по: Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. Под.ред. С. А. Токарева М.:1980
- ↑ Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных Народов Сибири (Опыт ареального сравнительного исследования) (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 марта 2011. Архивировано 1 июня 2008 года.
- ↑ Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. Под.ред. С. А. Токарева М.:1980 стр. 538
- ↑ Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 марта 2011. Архивировано 13 ноября 2018 года.
- ↑ [www.lingvotech.com/kindikova-99 К вопросу об изучении древнетюркской литературы]
Литература
- С. Г. Кляшторный. История центральной Азии. Спб, Изд-во: СПбГУ 2003
- Л. П. Потапов. Алтайский шаманизм. Л., 1991
- Л. П. Потапов. К вопросу о древнетюркской основе и датировке алтайского шаманства. // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. — Новосибирск, 1978
- Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. Под.ред. С. А. Токарева М.:1980
- СЛОВАРЬ ТУРЕЦКОЙ МИФОЛОГИИ — многоязычный
- И. В. Стеблева. К реконструкции древнетюркской религиозно-мифологической системы//Тюркологический сборник. М, 1971
- Э. Л. Львова , И. В. Октябрьская , А. М. Сагалаев , Н. С. Усманова. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Человек. Общество. Новосибирск, 1989
- Дениз Каракурт, Турецкой Мифологии Словарь (Türk Söylence Sözlüğü), Турция, 2011 (OTRS: CC BY-SA 3.0)
- Бисенбаев А. К. Мифы древних тюрков. Алматы, Мектеп, 2018
Ссылки
- Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных Народов Сибири (Опыт ареального сравнительного исследования)
- Об изображении божеств древнетюркского пантеона на памятниках искусства номадов Южной Сибири и Центральной Азии эпохи раннего Средневековья