Мировой фашизм/Цитаты

Это страница с тематическим подбором цитат
Материал из энциклопедии Руниверсалис

«Мировой фашизм» — сборник статей о фашизме в различных странах мира в 1923 г. в СССР.

Цитаты

Н. Л. Мещеряков. Последняя форма буржуазной диктатуры

  •  

Для характеристики вождей фашизма интересно отметить некоторые детали. Муссолини был одно время политическим эмигрантом. Но причины эмиграции были совсем не политического характера: Муссолини уклонялся от воинской повинности (попросту, Муссолини был дезертиром, который прикрывал это дезертирство высокими принципами — нежеланием служить в буржуазной армии). Тем большее впечатление на легковерных простаков должен был произвести тот факт, что Муссолини добровольно вступил в ряды армии во время войны. Муссолини был даже ранен во время войны. Этот подвиг, эту рану фашисты прокричали на весь мир. Но, тем не менее, на фронте Муссолини не был. Дезертир остался дезертиром. Он все время оставался в тылу.
Муссолини, получивший чин капитана, обучал однажды солдат обращению с бомбами. От неумелого обращения одна из бомб преждевременно взорвалась, и Муссолини был ранен. Тут все характерно. Бутафорский социалист создал бутафорскую организацию, стал бутафорским солдатом, был награждён бутафорским чином и получил бутафорскую рану. Фашизм начался как характерный, сплошной, гнусный фарс, хотя и кровавый. Эту смесь грязи, фарса и крови мы найдем и во всей дальнейшей истории фашизма.

  •  

«Фашизм — говорит т. Сандомирский в своей книге — финансируется и банкирами, и заводчиками, и торговцами, и помещиками, и владельцами пароходных или железнодорожных компаний».

  •  

…Эти цифры вполне достаточно рисуют характер фашистского движения. Это — чисто буржуазно-помещичья организация, в распоряжении которой находятся темные массы несознательных промышленных и сельскохозяйственных рабочих и крестьян, лумпенпролетариев и мелко-буржуазной молодежи. Эти массы должны играть и играют роль того народа, именем которого прикрывается стоящая во главе фашизма буржуазия, направляющая все движение по своей воле.

  •  

Фашизм — это чисто классовая организация буржуазии. «Фашизм — милиция класса» — метко говорит де-Фалько.
Фашистами — пишет в своей книге фашист А. Церболис[1] — совершены акты чрезвычайного насилия; они убивали и ранили своих противников, поджигали и разрушали биржи труда, кружки левых организаций, срывали знамена и эмблемы, отправляли в различные местности карательные экспедиции, унижали (избивали палками и истязали— поясняет т. Сандомирский) пропагандистов, муниципальных советников и депутатов-социалистов и т. д. и т. д.

  •  

…Среди глубокой ночи, когда честные люди покоятся мирным сном, телеги, переполненные фашистами, наводняют местечки или жалкие деревеньки, насчитывающие по нескольку сот обитателей <…>. Вот они приближаются к лачуге. Раздается приказ: «Окружить дом». Их двадцать, а может быть, и сто человек, вооруженных револьверами и винтовками. Громко называют имя главаря местной лиги, — и ему приказывают выйти. В случае, если он отказывается, ему заявляют: «Если ты не выйдешь, мы уничтожим твой дом, жену и детей». Он выходит.
Как только он показывается в дверях, его избивают, связывают, бросают на телегу и здесь уже подвергают его утонченным истязаниям, иногда убивают его, а иногда выбрасывают среди поля или привязывают к дереву в обнаженном виде. Если председатель крестьянской лиги — неустрашимый человек и не открывает двери, прибегая к вооруженному сопротивлению, его участь заранее решена — он будет убит немедленно. Убийство произойдет во мраке ночи, целая сотня нападет на одного несчастного и быстро расправится с ним. Таковы нравы в Полезине.
В Пинкару, глухую деревушку, среди ночи прибывает телега и останавливается перед невзрачной лачугой, в которой помещается биржа труда. В лачуге нет никого, но, чтобы лучше убедиться в этом, фашисты из пулемета обстреливают сначала эту жалкую лачугу, а затем обливают её бензином и сжигают.
Отсюда, — все в ту же ночь,— отправляются к синдику. Его не застают дома. Жена его лежит в больнице, а крохотная дочурка заявляет: «Отца дома нет». Ей не верят; его начинают искать по всем закоулкам, но нигде не находят. Фашистам все же нужна жертва.
Тогда они отправляются в другой конец деревни, где живёт председатель лиги. Дом окружают. 200 выстрелов, направленных в лачугу, заставляют хозяина выйти. Он пытается грудью защитить вход в свое жилище. Раздается полсотни выстрелов, буравящих дверь, а когда входят в дом, находят его изрешеченный пулями труп у самого порога. Жена его упала на труп и крепко прижимает его к себе. Тогда они принимаются истязать малолетнего сынишку убитого за то, что он своим криком на всю улицу сейчас же разгласил убийство своего отца. И до сих пор у несчастного осиротевшего мальчика ещё не зажили на руках следы перенесенных им истязаний.

  •  

Ночью прибывает в деревню целый караван телег, — и зловещий кортеж направляется сначала к дому секретаря местной социалистической секции. Его схватывают, связывают, относят на берег Адижа, где сначала грозят утопить в реке. Затем, уже на территории Падуанской провинции, раздев несчастного, привязывают его к телеграфному столбу в поле и там бросают. Замечательно, что орган местных помещиков «Коррьере дель Полезине» превозносит до небес эту подлую и постыдную проделку.

  •  

В Контарине масса домов подверглась обыску; неугодных фашистам лиц выволакивали в обнаженном виде на улицу, затем увозили в лес или в поле, где привязывали к деревьям и оставляли на произвол судьбы. Таким же путем, переходя из местечка в местечко, из села в село, фашисты разорили и терроризировали все 60 маленьких общин в Полезине. В течение 2-3 недель все деревни и села подверглись вооруженному нападению шаек, насчитывавших по несколько сот человек.

  •  

Никто не решается созвать регулярное заседание коммунального управления, ибо даже оно служит поводом к тому, чтобы вооруженные люди ворвались в помещение и избили их тут же или когда они будут расходиться по домам. Так именно и случилось в Рамодипало, где очередное собрание муниципального совета было оцеплено вооруженной бандой фашистов. Всех членов муниципалитета вывели на улицу и заставили поочередно пройти мимо двойной цепи фашистов, нещадно избивавших их палками.
В Гранджетте была маленькая фракция социалистической партии. Фашисты, вместе с нанятыми ими уголовными преступниками, врываются в помещение фракции, уничтожают мебель, уносят оттуда все, что им вздумалось, в заключение — устраивают облаву на председателя местной лиги. Несчастный спасается к матери, которая впускает его через окно. Насильники врываются в дом и, на глазах обезумевшей от горя матери, сначала избивают его палками, затем приканчивают из револьвера. Дочь председателя умирает от страха. Что ж, тем лучше: двойная победа.

  •  

Местные преступники превращаются в истинных господ положения, в деспотов. Социалисты, т.-е. крестьяне и ремесленники, составляющие 8/10 населения, превращены в рабов. Против них дозволено все, что только может придумать воображение; особенно это верно в отношении прибрежной полосы р. По. Группка местных деспотов может приказать вам в определённом часу возвращаться домой или покидать свое предприятие, заставить вас хоть 10 раз в день являться в помещение местного «фашио», водить вас по улице на показ, обмотав вашу шею веревкой и измазав краской ваше лицо, запретить вам встречаться или разговаривать с той или иной личностью.
Красные значки и эмблемы преследуются с величайшей жестокостью. Иногда за вывешивание красного знамени люди подвергаются мучительным пыткам. Невозможно перечислить все виды репрессий: лишение работы, муки голода, избиение палками, а иногда и убийство в присутствии жены и детей. Людей истязают в обнаженном виде, а когда вздумается, выбрасывают в р. По.

  •  

В Ариано оставался, никуда не уезжая, честный и добрый рабочий, истинный товарищ наш — Э. Фонсатти, больной, с поврежденными легкими. Разрушение местной организации сильно подействовало на него. Он находился все время в угнетенном состоянии. Однажды ночью дикие звери напали на деревню. Обычной угрозой поджога они заставили его выйти из дому. Наш друг знал, что он идет на верную смерть, ибо вблизи его не было даже сыновей, которые могли бы защитить его. Фашисты забили его на смерть палками и, когда он уже лежал мертвым, пустили в его труп несколько пуль.
Случилось так, что местный врач Свези официально засвидетельствовал этот случай. За это он был также избит палками до крови. А друга Фонсатти — рабочего Челегини — схватила другая группа фашистов, избила его палками и бросила в По.
Дворец Распони, где в 1819 году жил Байрон, старинный дворец, позже превращенный в отель, а затем купленный в 1918 году кооперативным союзом провинции Романьи, устроившим там свою штаб-квартиру, был разрушен в июле 1922 года бандой фашистов, которым спокойно открыл дверь один из королевских гвардейцев, призванных для «охраны помещения». Несколько сот фашистов, вооруженных револьверами, ручными гранатами и жестянками с керосином, проникли в помещение, забрали все полезное, уничтожили остальное и подожгли здание.

Гейнце Мёллер. Фашизм в Германии

  •  

Г л а в н ы м о т р я д о м [фашизма в Германии] является национально-социалистическая партия, которая в южной Германии, в особенности в Баварии, может развиваться без всяких помех и оказывать решающее влияние как на правительство, так и на уличные массы. Члены ее разделяются на активных (т.-наз. штурмовые отряды) и пассивных. Первые организованы в отделы по итальянскому образцу, вооружены, и во время фашистских выступлений играют роль своего рода активной армии; они устраивают и организуют националистические выступления против комиссий Антанты и оккупации, шествия с военными знаменами, отряды для срыва рабочих собраний, налеты на редакции коммунистических и социалистических изданий, на дома профсоюзов и т. д. Партия, равно как и ее вспомогательные организации, располагают большими денежными средствами и получают поддержку от кругов не только немецкой, но также и французской и американской тяжелой индустрии. Их лозунги: борьба против еврейского капитала, за аннулирование Версальского договора и удаление комиссий Антанты, смертная казнь ростовщикам, исключительные законы против евреев, освобождение всех „борцов за национальную свободу", т.-е. тех убийц или организаторов покушений против Эрцбергера, Ратенау и Шейдемана, которые еще находятся в тюрьмах, отбывая смехотворно-малый срок наказания.

О. Дзенис. Фашизм в Латвии

  •  

Один из наиболее видных организаторов «Национального Центра» — приехавший из Японии псевдо-профессор Озолинь, мечтающий стать латвийским Муссолини, уже в июле 1922 г. писал в примыкавшей к консервативно-националистическому движению газете «Латвияс Карейвис»: «Для оздоровления латвийской государственности необходим активный фашизм». Тогда же и было приступлено к созданию организации, могущей стать исходным центром для практической деятельности этого активного фашизма.

Г. И. Пенов. Фашистские организации в Юго-Славии

  •  

Несмотря на то, что организация юго-славской националистической молодежи называлась фашистской, между последними и итальянскими фашистами царит крупное разногласие, являющееся результатом милитаристской пропаганды как с той, так и с другой стороны.
Только на одном поприще юго-славские и итальянские фашисты даже являются друзьями, а именно: в вопросах, касающихся «красной опасности». Когда в Италии фашисты узнают, что юго-славские фашисты избили или убили коммуниста, то они восхваляют своих юго-славских «братьев» и — наоборот.

Н. Л. Мещеряков. Заключение

  •  

В Италии Муссолини начал свою фашистскую работу под знаменем социализма. Это было необходимо для начала, ибо иначе его никто не стал бы слушать. Только к голосу социалиста могли в то время прислушиваться массы. А когда фашизм создал свои кадры, когда он укрепился, он сбросил социалистическую маску и открыто называет себя синонимом «антиколлективизма».

  •  

В Германии, где социалистическое и коммунистическое движение очень сильно, фашисты также действуют пока под флагом социализма. Они называют себя «национально-социалистической партией». Они демагогически выставляют в своих брошюрах требования «обобществления крупных промышленных предприятий», «упразднения нетрудовых доходов», «уничтожения военных прибылей» и т. д. и т. п. Но все это одна демагогия, для уловления наивных и простодушных. Фактически деятельность немецких фашистов сводится к борьбе против коммунизма, против пролетариата. В нужный момент и немецкий фашизм сбросят с себя псевдосоциалистическую маску и покажет свое истинное лицо озверелого буржуа, защищающего свою собственность.

  •  

Фашизм существует и в странах монархических (Италия, Испания, Румыния, Юго-Славня, Болгария, Скандинавия) и в странах республиканских. Фашизм умеет мириться и с монархией, и с республикой — со всякой формой правления, лишь бы она была полезна в данный момент для интересов буржуазии. А если она перестает быть таковой, фашизм быстро и ловко перейдет на другую позицию. И здесь у фашизма нет никакой единой или прочно установленной идеологии.

  •  

Фашизм готов объявить войну религии, если её представители осмелятся стать (хотя и очень робко) на сторону народа. Но он будет усердно поддерживать религию, если она предохраняет от революции. И религия для фашизма не имеет никакой самодовлеющей идеологической ценности. Религия хороша и полезна только как орудие в борьбе против революционного пролетарита, только как средство затемнения его сознания.

  •  

Антисемитические выступления играют крупную роль в деятельности фашистов во многих странах (Австрия, Румыния, Польша, Литва и т. д.). Но антисемитической струи, повидимому, совсем нет, например, у итальянских фашистов. Даже такую убогую доктрину, как антисемитизм, нельзя зачислить в состав постояпной идеологии фашизма, хотя антисемитизм и играет очень большую роль в выступлениях фашистов большинства стран.

  •  

Фашисты старательно культивируют национализм. Дурманом национализма они хотят отравить сознание рабочих, отвлечь их от идеи международной солидарности пролетарита, отвлечь внимание трудящихся от вопросов внутренней политики в сторону вражды к другим нациям, возложить в глазах трудящ ихся на другие нации ответственность за всю ту разруху жизни, которую причиняли и продолжают причинять они сами. Культ национализма, культ ненависти к другим иациям нужен фашизму и для того, чтобы держать народ готовым к новым войнам, которые замышляют империалисты всех стран. Политика национализма составляет одну из самых. главных частей идеологии фашизма во всех странах.
А между тем в действительности мы видим, что фашисты одной страны очень часто поддерживают фашистов другой страны даже тогда, когда они ведут друг против друга бешеную агитацию. Зарождающийся фашизм Чехо-Словакии устанавливает связь с германским фашизмом, несмотря на национальную борьбу чехов и немцев.
<…>
Румынские фашисты ведут деятельные сношения с реакционными организациями Германии, хотя политически Германия и Румыния находятся во враждебных лагерях. Посредником в этих сношениях является венгерский банк в Будапеште, хотя политические отношения между Венгрией и Румынией крайне натянуты. Венгерские фашисты устанавливают связь с австрийскими, германскими и итальянскими.
Французское правительство покровительственно относится к образованию во Франции ячеек итальянских фашистов. Образование таких же организаций поощряется и в Соединенных Штатах. Несмотря на крайне враждебные отношения между Юго-Славией и Италией, юго-славские фашисты приветствуют каждый новый подвиг своих итальянских собратьев. Германские фашисты призывают германский народ к борьбе с насилиями Франции, но, несмотря на это, французские националистически настроенные фашисты поддерживают германских фашистов.

  •  

…натравливая народы друг против друга, фашисты этих народов будут в дружеских, союзнических отношениях друг с другом. Национализм, мешающий международному объединению пролетариата, — для низов народа, фактическое международное объединение буржуазии всех стран — для эксплоататорских элементов.

  •  

…по отношению к важнейшим вопросам идеологии фашизм обнаруживает действительно полное отсутствие какой-нибудь прочно установленной идеологии. Ко всякому вопросу фашизм подходит не с точки зрения отвлеченного, теоретического принципа, а только с точки зрения тактики. В зависимости от обстоятельств фашизм может прикрываться какой угодно идеологией, использовывая её в интересах защиты интересов буржуазии. В области тактики фашизм обнаруживает замечательную гибкость и приспособляемость. Защита интересов буржуазии, утверждение её диктатуры против диктатуры пролетариата — такова основная заповедь фашизма. Для достижения этой цели фашизм готов использовать какую угодно тактику, не стесняясь заимствовать то, что ему нужно, конечно, mutatis mutandis[2], в очень значительной степени даже у своих злейших врагов —коммунистов.

Цитаты о книге

См. также

Источники

Примечания

  1. Автор цитирует по книге т. Г. Сандомирского «Фашизм», стр. 78.)
  2. с заменой того, что подлежит замене; с учётом соответствующих различий; с изменениями, вытекающими из обстоятельств; с необходимыми изменениями (фраза обращает внимание читателя на разницу между нынешним утверждением и предыдущим). Пример: «К случаям совершения обеспечительного платежа в безналичной форме сказанное применимо mutatis mutandis…» (Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая. 2018. Под ред. А. П. Сергеева)