Минько, Олег Терентьевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Олег Терентьевич Минько
укр. Олег Терентійович Мінько
Стиль реализм, экспрессионизм, постмодернизм
Награды

Оле́г Тере́нтьевич Минько́ (укр. Олег Терентійович Мінько; 3 августа 1938, Макеевка — 20 ноября 2013, Львов) — украинский художник и преподаватель, представитель львовской художественной школы. Заслуженный художник Украинской ССР (1972), Народный художник Украины (2009).

Биография

Войну семья Минько пережила в селе Носачив Черкасской области, откуда родом был отец Олега Минько[1], в 1944 году они вернулись в Макеевку. Мать Антонина Андреевна работала бухгалтером в тресте «Макеевстрой», отец Терентий Иванович — экономистом в механическом цехе на Макеевском металлургическом заводе. После школы Олег окончил Макеевский металлургический техникум. С детства очень любил рисовать и мечтал стать художником. Прадед О. Минька, по преданию, был иконописцем[2].

В 1959 году Минько поступил во Львовский государственный институт прикладного и декоративного искусства на отдел художественного ткачества (сейчас Львовская национальная академия искусств). Его преподавателями были живописцы и педагоги Роман Сельский и Карл Звиринский[3].

После окончания института в 1965 году работал мастером ткацкого цеха Львовского художественно-производственного комбината, а через 5 лет стал руководителем этого цеха. С 1971 по 1982 год работал художником монументального цеха Львовского художественно-производственного комбината. С 1982 года был старшим преподавателем кафедры художественного текстиля Львовского государственного института прикладного и декоративного искусства, а затем — её руководителем[1].

Творчество

Своё творчество Олег Минько начал сразу с абстракций, минимальными средствами выражая свои внутренние переживания. Одна из первых абстрактных композиций, «Игра в карты», была написана в 1961 году. Абстракции (1963—1965) дали Олегу Минько полную свободу в поисках непознанного. Работы «Замковая щель», «Чёрная маска», «Пещера», «Чёрные прямоугольники», «Лунный свет», «Композиция из прямоугольников» точно выверены, строгие, аскетические. Цветовая гамма состоит из тёмных насыщенных благородных цветов: чёрный, серый, коричневый, тёмно-синий, бронзовый. Период абстрактной живописи у Олега Минько продолжался до 1965 года. Затем он начал искать новое выражение своих переживаний. Так появилось направление, которое Олег Минько условно называл «фигуративным»[4].

В 1967—1969 годах была написана серия «Жизнь масок». В это время главным объектом творческих поисков художника стала историческая и социальная тематика. Он экспериментирует с человеческими фигурами в пространстве своих картин и пытается завуалировано, эзоповым языком живописи выразить свой протест против того, что происходит в обществе. Так родилась новая серия философско-метафорических картин, написанных в 1968—1972 годах: «Ностальгия», «Боль», «Человек с яблоком» («Иллюзионист»), «Крик», «Бессмыслица». Эти картины — откровенная реакция художника на усиление давления тоталитарной власти[1].

В 1970 году Олег Минько стал членом Союза художников[1].

В творчестве Олега Минько стали появляться новые сюжеты на историческую тематику — это картины, воспевающие казачество, оплакивающие павших героев: «Казак», «Смерть кошевого», «Степью», «Поэма о далёкой степи». В этих произведениях отчётливо прочитывается сугубо украинское, национальное, что волнует художника: осмысление прошлого, славных времен казачества, боль за судьбу Украины, пророчество будущего, забота о нашем настоящем. Позже, после творческого кризиса в течение почти восьми лет, эта серия получила основательное продолжение: «Триполье», «Бандурист», «Князь Святослав», «Память деда», «Пророк». Особенно поражает полотно «Смерть кошевого», которое хранится во Львовской галерее искусств[4].

Ориентировочно с 1970 по 1978 год живописец переживал затяжную творческую депрессию, которую сам называл «периодом молчания», спровоцированную длительным психологическим напряжением, которое усилилось после арестов друзей, слежения и постоянных вызовов в КГБ, негласного запрета выставлять свои картины, общего обострения ситуации в тоталитарном обществе[5].

С началом нового творческого периода художник будто пережил второе рождение, своеобразный катарсис, прорыв: с 1978 года начался новый, выставочный этап в биографии художника[1].

В 1981 году во Львовской картинной галерее состоялась экспозиция известных львовских художников Олега Минько, Зиновия Флинты и Любомира Медвидя[6]. Она вошла в историю под названием «Выставка трёх» и стала ярким явлением, «глотком чистой родниковой воды» в художественной среде[7].

После успеха выставки не только во Львове, но и в Киеве, Вильнюсе[8] и Москве О. Минько, Л. Медвидю и З. Флинте было присвоено звание «Заслуженный художник УССР».

Придерживаясь индивидуальной живописной традиции, в конце 1980-х — начале 1990-х годов художник привнёс в свои произведения новые элементы и только ему характерные формальные решения, создал свой неповторимый мир, где его герои существуют одновременно в прошлом, настоящем и будущем, или в параллельных мирах[1].

Ключевое место в творчестве Олега Минько разных лет занимал образ человека, его судьбы. Художник затрагивал философские вопросы рождения человека, его назначения на Земле, роли во Вселенной. В картинах «Боль», «Ностальгия», «Муки», «Покаяние», «Две фигуры», «Земные муки», «Белая фигура», «Откровение», «Человек и ягнёнок», «Химеры», «Девушка с птицей», «Всадник», «Мужчина в кресле» преобладает не радость жизни, а его драматизм, трагедийность, что подчёркивается и тёмной палитрой цветов и оттенков[1].

Очень часто на полотнах Олега Минько встречается загадочная белая фигура: «Фигура и белые каллы», «Обнажённая в лесу», «Белая фигура», «Снег в лесу»… Эта деформированная женская, а иногда и неопределенного пола, фигура может символизировать женщину, судьбу, Украину и даже смерть[1].

В конце 2000-х годов Минько начал новый цикл «Исчезнувшие цивилизации», в котором звучат мотивы экзистенциальных переживаний живописца по поводу будущего человечества[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Світлана Єременко. Живопис як молитва / Олег Мінько, Книга-альбом. — LLC «City Press Company», 2010.
  2. Гудак В. Династія Міньків // Дзвін. — № 1 (651), січень 1999.
  3. Шпирало-Запоточна Л. Олег Мінько // Вісник ЛАМ. — № 9. — 1998.
  4. 4,0 4,1 Афанасьєв В. Сучасний живопис: здобутки, проблеми, тенденції // Образотворче мистецтво. — 1987. — № 5. — С. 1-6: про творчість О. Мінька.
  5. Голубець О. Між свободою і тоталітаризмом (Прорив шістдесятників — 1956—1972 рр.) // Вісник ЛАМ. — № 12. — 2001.
  6. Любомир Медвідь, Олег Мінько, Зеновій Флінта: Альбом / Авт.-упоряд. О. Жирко-Козинкевич. — К.: Мистецтво, 1992. — 208 с.: іл. — (Художники Львова).
  7. Островський Г. Полотна трьох // Вітчизна. — 1983. — № 9. — С. 208. — Про художників О. Мінька, Л. Медвідя, З. Флінту.
  8. Sabonyte G. Trys dailininkai is Lvovo // TIESA. — 1982. — 27 rugsejo pirmadienis.- About an exhibition of the three artists from Lviv in Vilnius- L. Medvid, O. Minko, Z. Flinta.

Ссылки