Метод фортепианной игры

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ференц Лист. 1847. Портрет работы Миклоша Барабаша

«Метод фортепианной игры», «Фортепианный метод» (фр. Méthode de Piano) — утраченный музыкально-педагогический труд Ференца Листа — венгро-немецкого композитора, пианиста, педагога, дирижёра, над которым он работал в швейцарской Женеве во второй половине 1830-х годов. Пособие было частично подготовлено к печати во французском Лионе, но так и не увидело свет, а рукопись пропала.

История

В начале 1830-х годов Ференц Лист стал признанным музыкантом в Париже, где весной 1833 года познакомился с графиней Мари д’Агу: между ними возникли романтические отношения. В 1835 году она ушла от мужа графа Шарля Луи Констана д’Агу и вместе с Листом уехала в Швейцарию — так начался период жизни музыканта (1835—1848), за которым закрепилось название «Годы странствий» (по названию сборника пьес). В Швейцарии Лист и Мари д’Агу жили сначала в Базеле, а затем в Женеве в квартире дома на углу улиц Табазан (rue Tabazan) и Белль-Фий (rue Belles-Filles), расположенного на современной улице Этьен-Дюмон (rue Etienn-Dumont). Они путешествовали по стране и временами жили в каком-нибудь живописном селении. Лист делал первые наброски пьес для сборника «Альбом путешественника», который впоследствии стал «Годами странствий» (Années de pèlerinage), выступал в концертах, преподавал в Женевской консерватории, основанной в 1835 году меценатом Франсуа Бартолони[1], и возглавил в ней фортепианный класс[2].

Лист в этот период несколько раз он ездил в Париж с концертами, где также публиковались его статьи. Так, вместе с возлюбленной он поместил в парижском музыкальном издании серию статей «О положении людей искусства и об условиях их существования в обществе». Кроме того, он намеревался обобщить свой исполнительский и педагогический опыт. Музыкальное пособие «Метод фортепианной игры» должно было быть посвящено Женевской консерватории, которой он намеревался также передать права на издание. Труд было частично подготовлен к печати и даже выгравирован на досках лионским музыкальным издателем. Последний отдал их на хранение, и они видимо бесследно исчезли. Неоднократно предпринимались попытки найти авторскую рукопись, но они так и не увенчались успехом[3]. По мнению советского музыковеда Якова Мильштейна свой незаконченный труд Лист писал «не только для других, но и для себя; в сущности, это — заметки о том, какова должна быть фортепианная техника, каков должен быть способ, порядок и план его собственных занятий»[4]. В декабре 1836 года Лист покинул Женеву, получив звание почётного профессора Женевской консерватории[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Socitété Franz Liszt de Genève - FRANZ LISZT (фр.). societe-liszt-geneve. Дата обращения: 22 октября 2022.
  2. Мильштейн, т. I, 1970, с. 129.
  3. Мильштейн, т. ІІ, 1970, с. 185.
  4. Мильштейн, т. I, 1970, с. 124.

Литература

  • Мильштейн Я. И. Ф. Лист. — 2-е, расширенное и дополненное. — М.: Музыка, 1970. — Т. I. — 864 с. — (Классики мировой музыкальной культуры).
  • Мильштейн Я. И. Ф. Лист. — 2-е, расширенное и дополненное. — М.: Музыка, 1970. — Т. II. — 600 с. — (Классики мировой музыкальной культуры).