Мсье Ир
Мсье Ир | |
---|---|
Monsieur Hire | |
Жанр |
драма, триллер, детектив |
Режиссёр | Патрис Леконт |
Продюсер |
Филипп Каркассон Рене Клеман |
Автор сценария |
Жорж Сименон (роман) Патрис Леконт Патрик Девольф |
В главных ролях |
Мишель Блан Сандрин Боннер |
Оператор | Дени Ленуар |
Композитор | Майкл Найман |
Кинокомпания |
Cinéa, Hachette Première, FR3 Films Production |
Длительность | 89 мин |
Страна | Франция |
Год | 1989 |
Ссылки | |
IMDb | ID 0097904 |
«Мсье Ир» (фр. Monsieur Hire) — французский художественный фильм 1989 года режиссёра Патриса Леконта, получивший высокие оценки как во Франции, так и за её пределами. Вторая экранизация романа Жоржа Сименона «Помолвка мсье Гира» (первая — фильм «Паника» Жюльена Дювивье, 1946).
Сюжет
Портной мсье Ир[1] немолод, замкнут и тяготеет к уединённой жизни. Немногочисленные его радости — игра в боулинг и наблюдение повадок белых мышей. После убийства юной Пьеретты кто-то заметил, как к дому, где он живёт, бежал мужчина. Ир становится главным подозреваемым в убийстве, ведь соседи не жалуют нелюдима и находят его подозрительным.
Инспектор полиции, ведущий расследование, задался целью найти улики, изобличающие мсье Ира. Когда-то тот был осуждён за развратные действия, да и теперь демонстрирует склонность к вуайеризму: мсье любит наблюдать из своих окон за домом напротив, где молодая соседка Алиса встречается со своим женихом Эмилем.
Узнав о том, что за ней наблюдают, Алиса стремится завязать знакомство с мсье Иром, спровоцировать его на контакт. Под её напором Ир признается, что давно любит её, и предлагает уехать с ним в Швейцарию. Алиса понимает, что Ир видел из своего окна, как в ночь убийства она с Эмилем уничтожала следы преступления. Портной не донёс на Эмиля только из опасения, что его любимая попадёт под суд как соучастница.
Воспользовавшись отсутствием мсье Ира, Алиса подбрасывает в его квартиру сумочку Пьеретты. При появлении полиции мсье Ир пытается бежать, взбирается на крышу дома, но срывается оттуда вниз. Алиса из окна наблюдает за его падением[2]. После похорон Ира инспектор находит в камере хранения посылку от покойного с неопровержимым доказательством виновности Эмиля.
В ролях
- Мишель Блан — мсье Ир
- Сандрин Боннер — Алиса
- Люк Тюйе — Эмиль
- Андре Вильм — инспектор
Работа над фильмом
Для известного комика Мишеля Блана это был дебют в «серьёзном» кино. Уличные сцены снимались в различных населённых пунктах Франции и Бельгии с тем, чтобы зритель не мог приурочить место действия к одному определённому городу. Интерьеры были отсняты в студии[3]. Ключевая сцена, когда Алиса впервые приходит в комнату соседа, была утрачена при лабораторной обработке плёнки; её пришлось переснимать.
Оригинальную музыку к фильму написал Майкл Найман. Однако пропущенная через весь фильм романтическая мелодия (пластинку, которую мсье Ир ставит всякий раз, когда подходит к окну, чтобы наблюдать за Алисой) принадлежит Брамсу (Quatuor en Sol Mineur Op. 25). Идея сквозного музыкального лейтмотива возникла у монтажёра Жоэль Аш уже на этапе монтажа. Кадры с крутящейся пластинкой были, таким образом, отсняты последними, когда декорации уже начинали разбирать.
Мировая премьера ленты состоялась в рамках Каннского фестиваля 1989 года. Фильм получил положительные отзывы ведущих кинокритиков, включая Джонатана Розенбаума[4] и Роджера Эберта, который выставил ему высший балл и годы спустя включил в подборку «великих фильмов» всех времён[5].
Анализ
Режиссёр признаётся, что при экранизации детективной классики изживал все жанровые приметы кинодетектива, ибо старался сделать фильм о чувствах[6]. Нестандартно сняты даже такие типичные для жанра сцены, как опознание подозреваемого свидетелями. Отношения двух главных героев парадоксальны: Алиса не только понимает иррациональность своей самоистребительной любви к ничтожному Эмилю[7], но и видит, что столь же иррациональным и самоотверженным является чувство мсье Ира к ней самой.
В фильме произносится мало слов. Информацию об эмоциях и мотивах персонажей зритель вынужден извлекать из сопоставления различных сцен и перспектив, которые предлагает ему никогда не стоящая на месте камера[8]. Например, закатившийся в комнату Ира ярко-красный помидор намекает на вторжение в его замкнутое внутреннее пространство женщины[6]. По традиции, идущей от хичкоковского «Окна во двор», жертва вуайера оборачивает на него свой взгляд и превращает его самого в объект наблюдения.
Восприятие и оценки
Мнения
- Роджер Эберт: «Трагедия об одиночестве и эротической одержимости двух одиночек, которых кроме этого ничего не связывает. Жоржа Сименона завораживали странности человеческой природы, которые он передавал изящной лаконичной прозой, чем-то напоминающей тщательно просчитанную визуальную манеру Леконта»[5].
- Киносправочник Time Out: «Предпочитая саспенсу нюансировку, Леконт неспешно, но уверенно составляет мозаику из кратких непрояснённых сцен, отражающих нерешительность и нервозность главного героя. Такой повествовательный лаконизм сообщает о незадачливом протагонисте больше, чем слова»[9].
- Киносправочник All Movie Guide: «Фильм об одиночестве и вуайеризме… своей холодной аккуратностью напоминает Хичкока и Ланга. <…> Искусное препарирование разъединения и отчуждённости составляет трагический, загадочный шедевр»[10][8].
Награды
- Премия Французского объединения кинокритиков, 1990 — Лучший фильм (Патрис Леконт)
- «Сезар», 1990 — Лучший звук (Пьер Ленуар, Доминик Эннекен)
- Премия Бостонского общества кинокритиков, 1991 — Лучший фильм на иностранном языке
- «Золотой жук» (Швеция), 1992 — Лучший зарубежный фильм
Номинации
- «Сезар», 1990:
- Лучший фильм (Патрис Леконт)
- Лучшая режиссура (Патрис Леконт)
- Лучшая мужская роль (Мишель Блан)
- Лучшая женская роль (Сандрин Боннер)
- Лучшая музыка (Майкл Найман)
- Лучший монтаж (Жоэль Аш, Клодин Мерлин)
Примечания
- ↑ Сокращение еврейской фамилии «Ирович». Антисемитский характер неприязни окружающих к мсье Иру был подчёркнут в экранизации 1947 года. В фильме Леконта эта тема не акцентируется.
- ↑ В первой части фильма есть своего рода репетиция гибели главного героя: последовав за Алисой на каток, он, поскользнувшись, падает ничком и разбивает себе нос.
- ↑ Создателям фильма не удалось найти двух помещений, расположенных друг напротив друга так близко, как расположены комнаты Алисы и мсье Ира.
- ↑ Monsieur Hire | Chicago . Дата обращения: 31 августа 2014. Архивировано 4 сентября 2014 года.
- ↑ 5,0 5,1 Monsieur Hire Movie Review & Film Summary (1989) | Roger Ebert . Дата обращения: 31 августа 2014. Архивировано 24 августа 2014 года.
- ↑ 6,0 6,1 См. комментарий П. Леконта к DVD с фильмом.
- ↑ Р. Эберт видит символическое значение в том, как Эмиль встаёт сначала на руки, а потом на плечи Алисы, дабы улизнуть от полиции. Об эмоциональной тупости персонажа свидетельствует и то, что вместо свидания он приглашает подружку на боксёрский поединок, где предоставляет её самой себе.
- ↑ 8,0 8,1 Monsieur Hire (1989) — Review — AllMovie . Дата обращения: 31 августа 2014. Архивировано 23 декабря 2014 года.
- ↑ Monsieur Hire | review, synopsis, book tickets, showtimes, movie release date | Time Out London . Дата обращения: 31 августа 2014. Архивировано 3 сентября 2014 года.
- ↑ Monsieur Hire (1989) — Trailers, Reviews, Synopsis, Showtimes and Cast — AllMovie . Дата обращения: 31 августа 2014. Архивировано 2 марта 2015 года.
Ссылки
- «Мсье Ир» (англ.) на сайте Internet Movie Database
- «Мсье Ир» (англ.) на сайте allmovie
- ««Мсье Ир»» (англ.) на сайте Rotten Tomatoes