Ментальные модели

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Ментальные модели — основанные на предыдущем опыте идеи, стратегии, способы понимания, существующие в уме человека и направляющие его действия. Ментальные модели используются для объяснения причин и следствий, а также придания смысла жизненному опыту. Ментальные модели являются естественными и присущи каждому человеку, вне зависимости от того, осознает он это или нет. Ментальные модели не являются неизменными[1].

История

Считается, что впервые термин ментальные модели использовал шотландский психолог Кеннет Крейк (англ. Kenneth Craik) в работе «Природа объяснения» (англ. The Nature of Explanation) в 1943 году. Он предположил, что мозг создает «модели действительности в уменьшенном масштабе» и использует их, чтобы предвидеть грядущие события.

Однако еще в 1927 году Жорж-Анри Люке (фр. Georges-Henri Luquet) в книге «Детский рисунок» (англ. Children's Drawings) утверждал, что дети создают «внутренние модели».

В 1983 году Филип Джонсон-Лэрд (англ. Philip Johnson-Laird) опубликовал работу «Ментальные модели» (англ. Mental Models: Towards a Cognitive Science of Language, Inference and Consciousness). В этом же году Дедре Джентнер (англ. Dedre Gentner) и Альберт Стивенс (англ. Albert Stevens) издали книгу под таким же названием — «Ментальные модели»[2].

Способы формирования

Ментальные модели формируются и поддерживаются с помощью 4-х основных инструментов:

  • Вычеркивание — отбор определенной информации из всей потенциально доступной на основании интересов, настроения, озабоченности и бдительности.
  • Конструирование — способность видеть то, чего нет, а также способность в ситуации неясности находить правдоподобные объяснения, принимая их впоследствии за реальность.
  • Искажение — изменение пережитого в реальности с преуменьшением одних деталей и преувеличением других.
  • Обобщение — создание ментальных моделей на основании единичного опыта, который мы склонны воспринимать как типичное явление[1].

Виды ментальных моделей

Ментальные модели могут как способствовать развитию и обучению, так и препятствовать ему.

О наличии ограничивающих ментальных моделей говорит следующее:

  • Склонность настаивать на том, что ваши идеи абсолютно соответствуют действительности;
  • Ограниченный круг интересов, препятствующий получению нового опыта;
  • Стремление избегать какой-либо неопределенности и как можно скорее сделать выводы;
  • Постоянное уверенное использование таких слов, как «должен», «не должен», «необходимо», «недопустимо»;
  • Активное использование обобщающих понятий («все», «каждый», «никто», «никогда»);
  • Привычка обобщать, основываясь на единичном случае;
  • Склонность винить в проблемах людей, в том числе и себя;
  • Отсутствие любознательности;
  • Полученный опыт не приводит к пересмотру существующих убеждений.


Примечания

  1. 1,0 1,1 Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем
  2. «Mental models» Архивная копия от 18 мая 2011 на Wayback Machine, report at www.lauradove.info.

Источники

  • Джозеф О’Коннор, Иан Макдермотт. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем = The art of systems thinking. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 256 с. — (8-е издание). — ISBN 978-5-9614-4586-2.

Дальнейшее чтение

Ссылки