Меланхолия и тайна улицы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Джорджо де Кирико
Меланхолия и тайна улицы. 1914
Misterio e malinconia di una strada
Холст, масло. 87 × 71,5 см
Частная коллекция

Меланхо́лия и та́йна у́лицы (итал. Misterio e malinconia di una strada, Тайна и меланхолия улицы) — картина итальянского художника Джорджо де Кирико, написанная в 1914 году во время «метафизического» периода его творчества (19091919).

Девочка с обручем бежит по пустынной улице навстречу тени, отбрасываемой скрытой за зданием фигурой. Пространство разбито на две части, одна находится в глубокой тени, другая — под ярким солнцем. В правом нижнем углу, рядом с тёмным зданием, стоит пустой открытый фургон. Слева видно уходящее вдаль белое здание с аркадой и круглыми башнями.

Критики отмечают агрессию и угрозу, исходящую от тени фигуры, преграждающей дорогу девочке. По самой тени невозможно понять, кому она принадлежит. Лишь по словам самого Кирико и после сравнения «Меланхолии…» с другими его картинами того же периода, можно определить, что тень принадлежит статуе, а не кому-то живому[1].

Девочка с картины «Воскресный день на острове Гранд-Жатт»

Если аркады, статуи и пустынные города типичны для раннего Кирико, то девочка с обручем более нигде в его работах не встречается. По мнению Джеймса Тролла Соби, исследователя творчества Кирико, на него повлияла маленькая девочка с картины Жоржа Сёра́ «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1886)[2][3].

Несмотря на то, что на первый взгляд картина выглядит цельной, объекты написаны в различных проекциях. Фургон написан в изометрической проекции, дома — в перспективных проекциях, причем разных — центры проекции дома слева и дома справа сильно отличаются[1][4][2]. Джеймс Соби отмечает, что «геометрия картины сознательно изменялась для поэтических целей»[5][6].

Дверь фургона оставлена открытой. Некоторые критики полагали, что дверь открыта из-за шалости девочки с обручем. Однако, по мнению Джеймса Соби, она оставлена Кирико открытой просто из композиционных соображений или чтобы создать иллюзию того, что внутри фургона происходит или будет происходить нечто таинственное[7].

В конце 1960-х годах Кирико написал реплику своей картины — «Меланхолия и тайна улицы. Девочка с обручем» (итал. Mistero e malinconia di una strada, fanciulla con cerchio), задним числом подписав её 1948 годом. В отличие от оригинала, на реплике у фургона нет колёс; в белом доме слева меньше арок — 10 вместо 15; у тени, преграждающей дорогу девочке, нет руки; в башне белого здания нет окон; рядом с фургоном разбросан багаж. Вся работа в каждой детали пронизана идеей отсутствия, недостатка — тени от фигуры укорочены, девочка бежит не так стремительно. Размер картины — 74,9 × 59,1 см[8].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Victor Ieronim Stoichiţă. A short history of the shadow. — Reaktion Books, 1997. — P. 145—148. — 264 p. — ISBN 1861890001.
  2. 2,0 2,1 John Willats. Art and representation: new principles in the analysis of pictures. — Princeton University Press, 1997. — P. 360. — 394 p. — ISBN 0691087377.
  3. James Thrall Soby, Giorgio De Chirico. The early Chirico. — Ayer Publishing, 1969, Reprint of 1941. — P. 42—44. — 119 p. — ISBN 0405007361.
  4. Abandonding Consensual Perspective: Giorgio di Chirico (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 мая 2009. Архивировано 17 мая 2005 года.
  5. John Willats. Making sense of children's drawings. — Routledge, 2005. — P. 204—205. — 261 p. — ISBN 0805845372.
  6. англ. «geometry has been wilfully altered for purposes of poetic suggestion»
  7. James Thrall Soby, Giorgio De Chirico. The early Chirico. — Ayer Publishing, 1969, Reprint of 1941. — P. 40. — 119 p. — ISBN 0405007361.
  8. Mistero e malinconia di una strada, fanciulla con cerchio (англ.). Musei in Comune. — Реплика конца 1960-х. Дата обращения: 15 мая 2009. Архивировано 31 марта 2012 года.

Ссылки