Перейти к содержанию

Меланау

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
меланау
Современное самоназвание "люди реки"
Численность 100 тыс. чел.
Расселение  Малайзия
Язык меланау
Религия мусульмане-сунниты, шаманизм
Входит в австронезийская семья, даякская группа
Происхождение потомки гесерцы, старобанданцы, бугисы, макасар, тидорцы, яванцы[источник не указан 2513 дней].

Меланау (лико мелану) — народ группы даяков в Восточной Малайзии (в штате Саравак, от реки Реджанг (Раджанг) до границы с Брунеем) и соседних районах Брунея. Численность 100 тыс. человек, из них 95 тыс. в Малайзии. Меланау — мусульмане-сунниты, часть меланау придерживается традиционных верований, есть протестанты.

Язык

Говорят на языке меланау западно-австронезийской группы австронезийской семьи. Язык разделяется на диалекты и говоры. В некоторых частях распространён индонезийский язык.

Религия

Меланау — мусульмане-сунниты, часть меланау придерживается традиционных верований, есть протестанты.

В традициональном мировоззрении меланау, согласно ряду научных публикаций, смерть означает, что душа покидает человеческое тело и путешествует в мир мертвых[1]. В то же время некоторые исследователи, в частности доктор Стефан Моррис, утверждают, что смерть в понимании меланау связана не с покиданием тела бессмертной душой, а с разрушением связей между четырьмя составляющими живого человеческого существа. Эти составляющие представляют собой закон (nyawa), эмоции (naseng), физическое тело (badan, bieh) и тень, иначе именуемую Двойником (bedua, medua)[2]. В европейской научной традиции тень часто называют душой исходя из её принципиального бессмертия, однако это понятие имеет мало общего с христианской концепцией души.

Согласно религиозным воззрениям меланау, вселенная состоит из многих миров, населенных различными существами и разделенных границами, которые некогда были преодолимы, однако теперь могут быть пересечены только некоторыми духами либо шаманами. Всё множество обитаемых миров называется дунья.

История

В XVI—XIX веках территория, заселённая меланау, принадлежала султанам Брунея; с конца XIX в. по 1963 г. — в составе английских колониальных владений. Влияние малайской культуры, оказываемое на протяжении веков, исламизация приводили к утрате представителями народа меланау этнической самобытности, к ассимиляции их малайцами.

Традиционные занятия

Ручное земледелие (суходольный рис, клубнеплоды, бобовые, фруктовые деревья), добывание саго; на побережье рыболовство. Широко распространено также изготовление традиционных стеклянных бусин, имеющее магическое значение, охота и животноводство. Большинство современных меланау работают на коммерческом производстве саго и на каучуковых плантациях.

Культура

Традиционные верования включали культ духов природы, культ верховного божества-демиурга Ала-тала (Allah taala); шаманство (шаманами, а-байю, были преимущественно женщины). Сохранился развитый похоронный ритуал — захоронение в гробах в форме лодки, сопровождающееся речитативным пением похоронных гимнов и петушиными боями.

Общество

Деление на 5 эндогамных социальных групп (бангса) сохранилось лишь в этикете. У современных меланау преобладает малая семья. Родственная организация билатеральная. Традиционное общество меланау заключалось в независимых деревнях, состоящих из двух-трех длинных домов, населенных несколькими сотнями человек, которые связаны по родству или узами брака. Общество было построено иерархически, и каждая община в доме возглавлялась группой аристократов. Подпав под контроль Джеймса Брука в XIX веке, меланау стали селиться в односемейных домах малайского типа, в менее крупных деревнях. После Второй Мировой войны меланау оставались под влиянием британцев до тех пор, пока в 1963 году Малайзия и Саравак не получили независимость[3].

Питание

Основная пища — варёный рис, саговая каша, варёный саговый крахмал, фрукты. Мясо (курятина, у немусульманского населения — свинина) — по праздникам.

Примечания

  1. Appleton 2006: 128
  2. Morris 1991 «The Oya melanau»
  3. Appleton 2006: 127

Литература

  • Appleton, Ann L. Acts of Integration, Expressions of Faith: Madness, Death and Ritual in Melanau Ontology // Borneo Research Council Monograph Series. — P. 127—129.
  • Там же. — P. 128—129.
  • The Oya Melanau, Kuching (Sarawak), by Stephen Morris. Malaysian Historical Society (Sarawak Branch), Hajah Dona Babel, c/o Department of Education, Wisnia Yayasan Sarawak, Kuching, Sarawak: x + 421 pp. 24 × 15 × 2.6, illustr. & maps, paperback, 1991.

Ссылки