Меир ибн Габбай

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Меир ибн Габбай

Песах Ладонаи, Константинополь 1560

Меир бен Иезекиил ибн Габбай (ивр.מאיר בן יחזקאל אבן גבאי‏‎; лат. Meir ben Ezekiel ibn Gabbai; род. конец 1480 года; ум. не ранее 1540) — испанский каббалист XVI века еврейского происхождения, первым давший систематическое изложение наиболее важных пунктов каббалистического учения, тем самым став предтечей Моше Кордоверо (1522—1570) и Ицхака Лурии (Ари) (1534—1572)[1].

Биография и труды

Меир ибн Габбай родился в Испании в конце 1480 года; жил, вероятно, на Востоке. В двадцать семь лет он жалуется на то, что ему приходится тяжёлым трудом зарабатывать хлеб для себя и для семьи (см. конец его сочинения «Tola’at Jakob» "Червь Яакова"). Габбай был увлечённым каббалистом и в совершенстве знал всё каббалистическое учение. Габбай считал «Зогар» канонической книгой каббалы.

Сочинения

Первым его сочинением было «Tola’at Jakob» («Червь Иакова (Якова)»; 1507), каббалистическое толкование богослужебного ритуала; это сочинение пользовалось большим уважением.

Главным его произведением было «Mar’ot Elohim», в котором подробно изложил свою каббалистическую систему и углубился в учение Маймонида (1135/1138-1204) для того, чтобы его опровергнуть; над этим своим сочинением, оконченным 22 декабря 1530 года, Меир ибн Габбай работал 8 лет.

В 1539 году он написал изложение и защиту учения ο сефирот под заглавием «Derek Emunah» («Путь веры») — в ответ на просьбу его ученика, Иосифа га-Леви, выяснить ему учения ο сефирот; это сочинение написано Габбаем на основании сочинения Азриеля «Perusch Еsser Sefiroth» ("Комментарий о десяти сефирот").

Ещё один труд — «Abodat ha-Kodesch» («Святая служба»)[2].

Семья

Сын Габбая, Хаим, был также каббалистом; его зять, Сениор бен-Иуда Фалкон, издал после смерти Габбая его первые две книги; «Tola’at Jakob» было им напечатано благодаря помощи Авраама Рейна (Abraham Reyna) в Константинополе в 1560 году, a «Mar’ot Elohim» — в 1567 году в Венеции.

Религиозные убеждения

Его система носит выраженную пантеистическую окраску. Сам Бог, как первопричина всех причин, не может быть предметом представления или понимания и не может быть даже называем; имя Его — «Эйн Соф» ("Бесконечный") есть только условное выражение того, что недоступно человеческому пониманию. Даже «Keter Eljon», первая сефира, не может быть предметом понимания или представления; она совечна с «Эйн Соф», хотя она и является только эманацией последнего; она есть то, что в Писании называется «Его именем» (Кн. Притчей Соломона \ Мишлей, гл. 10, ст. 18 и целый ряд других мест Писания). Посредством неё другие сефирот эманировали из Бога; эти сефирот — различные проявления Божества, через которые Оно открывается конечным существам. К ним обращены молитвы, и они же подразумеваются в различных обозначениях Бога, который относится к ним, как душа к телу.

Другие эманации суть семь «гекалот» (дворцы; небесные чертоги), происходящие от сфирот и представляющие собою женское начало мира в противоположность мужскому началу сефирот; они являются настоящими «сосудами» дальнейшего развития мира. Эта эманация мира из Бога есть «слава Бога».

Сознание зависимости от Бога вместе со стремлением к Нему, чтобы соединиться и слиться с Ним и тем познать Его единство и осуществить это единство, есть «йихуд», «сознательное единение с Богом», которое составляет конечную цель мира.

Человек, как отражение высшего «гекала» (небесного чертога), соединяет в своей душе лучи всех сефирот и вообще, как микрокосм, вмещает в себе все основные элементы бытия. Его душа связана поэтому с высшим миром, который находится под влиянием его поступков и стремлений, ибо всё, что происходит в мире, поднимается волнообразными кругами до самых высших миров. Признанием и исполнением предписаний Золотого правила нравственности и нравственности человек ускоряет наступление гармонии и единства различных ступеней творения и успешно выполняет свою жизненную задачу осуществления «йихуд» ( единства с Божеством).

Примечания

Источники