Международный порядок, основанный на правилах

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Международный порядок, основанный на правилах (англ. Rules-Based Order, англ. international rules based order, RBO[1]) — продвигаемая западными державами при главенстве США концепция, призванная отразить желательное, с их точки зрения, мироустройство и сущность современных международных отношений[2]. Согласно этой концепции, существуют некие правила поведения, которые не являются закреплёнными документально нормами международного права, но при этом считаются юридически обязательными для всех государств. Эта концепция фактически имеет целью легитимизировать отказ от общепризнанного верховенства международного права в регулировании международных (межгосударственных) отношений[3].

История

Как отмечает д.ю.н., профессор ВШЭ Б. И. Нефедов, концепция «международного порядка, основанного на правилах», появилась в широком дипломатическом обороте в середине 1990-х гг.[4].

Бен Скотт, бывший австралийский дипломат, утверждает, «международный порядок, основанный на правилах», занимает центральное место в австралийской стратегии, работа над тем, что именно означает эта концепция, еще находится в стадии разработки.[5].

График частоты использования фразы «международный порядок, основанный на правилах» в массиве публикаций, по данным Google Books Ngram, демонстрирует, что с 2000 года наблюдается устойчивый рост ее использования. Американский исследователь Пол Поаст считает, что всплеск использования этой фразы в политической риторике может быть хронологически связан с интервенцией США в Ирак в 2003 году без санкции ООН. В связи с этим можно предположить, что западный политический истеблишмент отчаянно пытался разработать новый лексико-семантический аппарат для информационно-коммуникационного обеспечения своих действий, противоречащих формальным нормам международного права[6].

В 2008 году премьер-министр Австралии Кевин Радд адресовал Китаю требование соблюдать «порядок, основанный на правилах». В американской администрации первым адептом «порядка, основанного на правилах» стала Хиллари Клинтон. По данным Google Books Ngram Viewer, широкое использование термина «порядок, основанный на правилах» началось с 2014 года. Нарушителями «порядка, основанного на правилах» стали Россия, присоединившая Крым, и Китай, приступивший к строительству искусственных островов в Южно-Китайском море[5].

Использование концепции

Концепция применяется западными державами в качестве аргумента обвинений в адрес своих стратегических конкурентов и прежде всего России[7]: как только кто-то поступает вопреки воле Запада, тот мгновенно голословно заявляет о «нарушении правил» (не предъявляя фактов) и объявляет о своём «праве наказывать нарушителя»[8].

По мнению действующего судьи ad hoc в Международном Суде ООН и бывшего члена Комиссии международного права ООН Джона Дугарда  (англ.), изложенном в статье «Перед нами стоит выбор: международное право или „международный порядок, основанный на правилах“»?, международный порядок, основанный на правилах, можно рассматривать как альтернативу международному праву со стороны Соединенных Штатов, порядок, который воплощает в себе международное право, как оно интерпретируется Соединенными Штатами в соответствии с их национальными интересами. Эта концепция позволяет западным странам в случаях, когда это им выгодно, обходить нормы международного права, объявляя ситуации Sui generis[1].

Особенности концепции

Б. Нефедов отмечает следующие особенности концепции «порядка, основанного на правилах»:

  • крайняя политизированность
  • отсутствие в современной науке и международной политической практике единого представления о том, что же представляют собой те самые пресловутые «правила», на которых этот «порядок», по мнению его сторонников, должен основываться[7] (последний факт признаёт даже признанный корифей американской дипломатии Г. Киссинджер[9]). Сторонники данной концепции используют этот термин без какого-либо пояснения; Запад старательно уклоняется от расшифровки своих «правил»[9][8].
  • Ни один из сторонников концепции не даёт ответа на вопрос, каким должен быть механизм разработки и утверждения этих «правил», какими должны быть формы обеспечения их исполнения, а главное — чем отличается «международный порядок, основанный на правилах», от мирового порядка, основанного на праве[10].
  • Не даётся ответ на вопрос, кто в конечном счёте устанавливает эти правила и определяет их содержание[11].

Критика

Министр иностранных дел Российской Федерации С. В. Лавров сравнивает совершенно размытые и некодифицированные, нигде и никем не принятые «правила» западного мира с так называемыми «воровскими понятиями», действовавшими в России в «лихие девяностые». Также «порядок, основанный на правилах» является воплощением «двойных стандартов».[8].

Министр обороны Китая Ли Шанфу, выступая на ежегодном саммите азиатской безопасности «Диалог Шангри-Ла» в Сингапуре 4 июня 2023 года, заявил, что «так называемый международный порядок, основанный на правилах, не проясняет, что это за правила и кто их установил. их вверх. Таким образом, этот порядок предполагает исключительность и двойные стандарты, служащие интересам немногих, кто их придумал»[12][13].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Dugard J.  (англ.) The choice before us: International law or a ‘rules-based international order’? // Leiden Journal of International Law. — 2023. — 36(2). — P. 223—232. doi:10.1017/S0922156523000043
  2. Мировой порядок, основанный на правилах («Rules-Based Order»). Новый дипломатический словарь. Дата обращения: 26 апреля 2023. Архивировано 13 августа 2023 года.
  3. Нефедов, 2021, с. 6.
  4. Нефедов, 2021, с. 7.
  5. 5,0 5,1 Scott B. Rules-based order: What’s in a name? (англ.). Lowy Institute  (англ.). Дата обращения: 28 октября 2023.
  6. Левченко А. В. «Rules-based international order»: правила «либерального» тона // Российский совет по международным делам, 21.06.2023
  7. 7,0 7,1 Нефедов, 2021, с. 8.
  8. 8,0 8,1 8,2 Лавров, 2021.
  9. 9,0 9,1 Нефедов, 2021, с. 14.
  10. Нефедов, 2021, с. 16.
  11. Нефедов, 2021, с. 17.
  12. General Li Shangfu, State Councilor; Minister of National Defense, China [1]The 20th IISS Shangri-La Dialogue 2023: Fifth Plenary Session. // International Institute for Strategic Studies, 4 June 2023
  13. General Li Shangfu, State Councilor; Minister of National Defense, China IISS Shangri-La Dialogue 2023: China's New Security Initiatives // International Institute for Strategic Studies, 4 June 2023

Литература

Ссылки