Мегажанр
Мегажанр — наджанровая историко-типологическая группа. Мегажанр образуется объединенными интенцией жанрами.
Согласно теориям ряда российских литературоведов, наряду с метажанром наджанровая историко-типологических группа. В отличие от метажанра, мегажанр имеет мирообразовательный, но не архетипический потенциал. К мегажанрам относят фантастику, детектив, блокбастер, ремейк и другие.
Ещё А. Вулис, рассматривая приключенческую литературу, определил её как «большой жанр», наджанровое образование, совокупность жанров, объединяющую в себе произведения, которые объединяет большая функциональная роль приключения[1].
К примеру, по мнению главного редактора журнала «Если» А. Шалганова, фантастика — это «параллельная литература», в которой существуют все жанры и все направления, но только с дополнительным элементом иновариантности. Фантастика включает в себя как общие жанры литературы (например, психологический роман, роман воспитания, социальную и историческую прозу, триллер, детектив), так и специфические жанры (например, космоопера, технофэнтези). Подобно метажанру, мегажанр выходит за родовые и литературно-формальные границы традиционного жанра. Например, современный детектив помимо прозы может существовать в поэтической или драматургической форме («Посвящается Ялте» И. Бродского, «Чайка» Б. Акунина). Мегажанр может послужить семантической основой для метажанра, если его канон имеет большое культурное значение[2].
Появление мегажанра и других наджанровых форм связано с особенностями литературного процесса 20 века, который характеризуется кризисом традиционных жанровых форм и многочисленными экспериментами по соединению (синтезу) различных жанров[3][4].
Объединенные интенцией жанры образуют мегажанр. В качестве примера можно привести роман П. Зюскинда «Парфюмер», где соединены детективный и исторический роман, роман-воспитание и роман о художнике. Мегажанр существует не только в рамках модернизма и постомодернизма, но и реализма. Например, произведение Бориса Пильняка «Волга впадает в Каспийское море» соединяет в себе производственный роман и научный трактат. Особенностью мегажанра является межвидовое жанровое смешение[5]. В мегажанре жанровое смешение является разноплановым[6].
Примечания
- ↑ А. З. Вулис. Большой жанр // В мире приключений: Поэтика жанра. — М.: Советский писатель, 1986. — С. 14—28. — 384 с. — 20 000 экз.
- ↑ к.ф. н. ЕГУ Подлубнова Ю. С. Метажанры, мегажанры и другие жанровые образования в русской литературе . Дата обращения: 6 июня 2012. Архивировано 19 декабря 2013 года.
- ↑ Кафедра литературы и культурологии ДВГГУ. Всероссийская научная конференция «Фантастика и современное мифотворчество». доклад к. ф.н. О. А. Сысоева В. С. Мартыненко «К проблеме функционирования мегажанров в современной массовой литературе»
- ↑ к. ф. н. О. А. Сысоева В. С. Мартыненко «К проблеме функционирования мегажанров в современной массовой литературе»
- ↑ С. Ш. Шарифова. Понятие, механизмы и формы жанрового смещения в современной романистике . Дата обращения: 6 июня 2012. Архивировано 28 сентября 2015 года.
- ↑ Теоретические аспекты жанрового многообразия азербайджанского романа . Дата обращения: 6 июня 2012. Архивировано 10 мая 2012 года.
Литература
- к.ф. н. ЕГУ Подлубнова Ю. С. Метажанры, мегажанры и другие жанровые образования в русской литературе
- Ю. Подлубнова. О метажанрах, мегажанрах и других жанровых образов
- В. С. Мартыненков. О. А. Сысоева. К проблеме функционирования мегажанров в современной массовой литературе
- Кафедра литературы и культурологии ДВГГУ. Всероссийской научной конференции «Фантастика и современное мифотворчество»
- Теоретические аспекты жанрового многообразия азербайджанского романа
- С. Ш. Шарифова. Понятие, механизмы и формы жанрового смещения в современной романистике