Перейти к содержанию

Маццукелли, Пьер Франческо

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пьер Франческо Маццукелли

Пьер Франческо Маццукелли (Мацуккелли, Мадзукелли), известный также как Мораццоне (итал. Pier Francesco Mazzucchelli, il Morazzone); 29 июля 1573[1], Мораццоне, Ломбардия — 1626, Пьяченца, Эмилия-Романья) — итальянский художник периода Контрреформации. Живописец и рисовальщик, работавший в Милане в стиле барокко[2].

В основном известен своими запрестольными образами, но его выдающимися достижениями являются большие декоративные фрески капелл Сакро-Монте-ди-Варезе и Сакро-Монте-ди-Варалло (регион Пьемонт, северо-западная Италия).

Жизнь и творчество

Художник родился в селении Мораццоне (Варезе), в Ломбардии, на севере Италии, 29 июля 1573 года, в семье каменщика, который вскоре после его рождения переехал в Рим. Там Маццукелли испытал влияние Вентуры Салимбени, а затем, обратившись к Джузеппе Чезари по прозванию кавалер д’Арпино, писал в Вечном городе алтарные картины и фрески: в базилике Сан-Джованни-ин-Латерано, соборе Сан-Пьетро (не сохранились), две фрески остались в церкви Сан-Сильвестро-ин-КапитеВстреча Марии и Елизаветы» и «Поклонение волхвов», 1596).

Индивидуальный стиль Маццукелли показывает влияние знаменитого ученика кавалера Д’Арпино — Караваджо. Изображения мученичества или религиозного подвижничества в картинах Маццукелли проникнуты эмоциональным напряжением и «болезненной экстатичностью, характерной для Ломбардии того времени»[3].

Обучившись в Риме, в 1597 году художник переехал в Милан. В Ломбардии он писал фрески для Капеллы дель Розарио в Сан-Витторе-ин-Варезе (1599), работал в некоторых монастырях в Альпах. Эта деятельность началась с капеллы Восхождения на Голгофу (1602—1606) в Сакро-Монте-ди-Варалло, где он разработал ещё более драматический стиль под влиянием Гауденцио Феррари и в 1608—1609 годах завершил строительство капеллы Бичевания в Сакро-Монте в Варезе, а затем вернулся в Варалло для создания капеллы Ecce Homo (1610—1613). Последней в этой серии работ является капелла Порциункула (1616—1620) в Сакро-Монте-ди-Орта. Другие его фрески имеются в Капелле делла Буона Морте в базилике Сан-Гауденцио в Новаре (Пьемонт), а также запрестольный образ с Мадонны Розария в Чертоза-ди-Павия и изображения пророков на фресках нефа собора Пьяченцы, завершенных после его смерти болонским художником Гверчино.

В написании картин и фресок в Северной Италии Маццукелли часто сотрудничал с Джованни Баттиста Креспи (Il Cerano) и Джулио Чезаре Прокаччини. Среди его учеников и последователей были Франческо Каиро, Стефано и Джозеффо Данеди, Исидоро Бьянки, Джованни Паоло и Джованни Баттиста Рекки, Паоло Каччанига, Томмазо Форменти, Джамбатиста Поцци и Кристофоро Мартинолли делла Рокка[4].

Галерея

Примечания

  1. Stoppa J. Il Morazzone. — Milano: 5 Continents, 2003. — ISBN 10: 8874390769 / ISBN 13: 9788874390762
  2. Herbermann Ch. Pietro Francesco Mazzuchelli. — Catholic Encyclopedia. — New York: Robert Appleton Company, 1913 [1]
  3. MAZZUCCHELLI, Pier Francesco, detto il Morazzone, di Alessandro Serafini. — Treccani, Dizionario Biografico degli Italiani — Volume 72 (2008) [2]
  4. Stoppa J. Il Morazzone