Маурер, Людвиг Вильгельм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Людвиг Вильгельм Маурер

Людвиг Вильгельм (Людвиг Вильгельмович) Маурер (нем. Ludwig Wilhelm Maurer, иногда также Луи Маурер, фр. Louis Maurer; 8 февраля 1789, Потсдам — 25 октября 1878, Санкт-Петербург) — немецко-российский скрипач, дирижёр и композитор.

Ученик Фридриха Вильгельма Хаака. Концертировал с 14-летнего возраста. В 1806 г. отправился на гастроли в Кёнигсберг и Ригу, а оттуда в Москву, где по рекомендации Пьера Байо поступил дирижёром в оркестр В. А. Всеволожского. Работал в России до 1817 г., поставил в 1815 г. в Петербурге свою первую одноактную оперу «Новый Париж». В 1818 г. занял пост концертмейстера в Ганновере, здесь в 1828 г. поставил свою наиболее известную оперу «Алоиза», в дальнейшем широко шедшую по всей Европе. Всё это время Маурер продолжал оставаться популярен в России: в 1822 г. был поставлен водевиль Николая Хмельницкого «Новая шалость, или Театральное сражение» с музыкой Маурера, Алябьева и Верстовского, имевший оглушительный успех (отчасти, как считается, благодаря неожиданному исполнению ролей мальчиков-шалунов юными актрисами), в 1829 г. Михаил Лермонтов исполнял аллегро из скрипичного концерта Маурера на годовом экзамене в Благородном пансионе[1].

В 1832 г. Маурер вернулся в оркестр В. А. Всеволожского, много концертировал — в частности, в 1834 г. впервые в России исполнил скрипичный концерт Бетховена, получив восторженный отзыв Владимира Одоевского в «Северной пчеле» (14 марта 1834). В 1835 г. Маурер стал дирижёром французского театра в Петербурге, и спустя три года тот же Одоевский (в комментариях к русскому переводу «Истории музыки» Стаффорда) отмечал, что всего за год Мауреру удалось из разболтанного и малопрофессионального коллектива создать оркестр, способный не только аккомпанировать спектаклям, но и вести полноценную концертную деятельность, исполняя произведения Моцарта, Гайдна и других композиторов.

В 1841 г. Маурер занял должность инспектора Императорских театров. С Санкт-Петербургом была связана вся дальнейшая карьера Маурера. Среди вершин этой карьеры — балет «Тень» (1839), поставленный Филиппо Тальони с Марией Тальони в главной партии, и первое российское исполнение Пятой симфонии Бетховена 28 марта 1845 года в рамках представительного гала-концерта с участием певцов Полины Виардо, Джованни Батиста Рубини и Антонио Тамбурини, квартета Мюллеров и ряда других выдающихся европейских музыкантов (по словам всё того же Одоевского, «такого концерта у нас ещё не было!»). В 1850-е гг. Александр Серов назвал Маурера лучшим дирижёром Санкт-Петербурга. Успехом пользовались увертюры, симфонии, квартеты Маурера, произведения скрипичного репертуара, отличающиеся виртуозной техникой, пьесы для духовых инструментов; к наиболее заметным сочинениям Маурера относится Концертная симфония для четырёх скрипок с оркестром, впервые исполненная в Париже в 1838 г. самим Маурером, Карлом Фридрихом Мюллером, Людвигом Шпором и его кассельским ассистентом Адольфом Виле (1794−1845).

Сын Маурера Всеволод также стал заметным скрипачом; вместе с ним и другим сыном, Александром, виолончелистом, Маурер-старший в 1850-60-е гг. выступал с камерными концертами.

Источники

  1. Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова. Дата обращения: 15 января 2008. Архивировано 18 февраля 2020 года.