Матушка, Сильвестер

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сильвестер Матушка

Сильвестер Матушка (венг. Matuska Szilveszter, сербохорв. Silvester Matuška, Силвестер Матушка, встречается также написание Sylvestre Matuschka, 29 января 1892, Чантавер, Бач-Бодрог, Королевство Венгрия, Транслейтания, Австро-Венгрия — неизвестно) — инженер-механик, совершивший 2 успешные и по крайней мере 2 неудачные попытки подрыва железнодорожных путей в Венгрии, Германии и Австрии в 1930 и 1931 годах.

Биография

Сильвестер Матушка родился в селе Чантавер[a] в семье башмачника Антала Матушки и Анны Немет. Он потерял отца, когда ему было 10 лет, и его мать вышла замуж за Шандора Кёмивеша, бывшего подмастерья отца. В 1903 году он был зачислен в иезуитскую школу в Калоче, но из-за плохой успеваемости переведён в гимназию Сабадки. Затем он учился на учителя пения в педагогическом училище в Калоче, и окончив его, с 1911 года работал учителем в селе Пюшпёкхатван уезда Пешт-Пилиш-Шольт-Кишкун. Через два года он работал учителем в родном селе и вскоре после этого был призван в армию; служил в подразделениях 6-го пехотного полка гонведа в Сабадке и Зомборе.

После начала Первой мировой войны был отправлен на сербский фронт, где был ранен в ноябре 1914 года, после чего получил звание прапорщика и назначен инструктором в офицерскую школу. Через некоторое время, в 1915 году, отправлен на русский фронт в качестве командира пулемётной роты. Позднее он был переведён в 19-й пехотный полк гонведа (город Печ), а затем в Трансильванию, где и закончил войну в звании лейтенанта.

После окончания войны Матушка вернулся в родное село,[b] продолжил работать учителем, и организовал гражданскую гвардию; весной 1919 года женился на Ирен Дер, учительнице из этой же школы. Жалования учителя не хватало для его экстравагантного образа жизни, и он также занялся коммерческой деятельностью, контрабандой, купил магазин специй, который позже был ограблен. Позже Матушка скупил большое количество соли, керосина, сахара, спичек и красок из Нови-Сада, Суботицы, Белграда, Болгарии. Эти товары можно было купить только у него; он часто отсутствовал на своей основной работе, и его обязанности часто исполняла жена. Директор школы Дежё Гаспар считал, что работа учителя несовместима с коммерческой деятельностью, и настоял на его увольнении.

В 1920 году Матушка купил участок земли в Мезётуре (Венгрия), а в следующем году был депортирован из КСХС. В 1922 году Матушка получил венгерское гражданство и переехал с семьёй в Будапешт, купив дом на улице Роттенбиллер; на следующий год он продаёт участок земли в Мезётуре и покупает многоквартирный дом в Будапеште; сначала меньше, потом больше. Кроме того, Матушка в разное время своей жизни в Будапеште имел магазин специй, торговал углём и древесиной, а также спекулировал акциями.

Рассчитывая, что после победы на парламентских выборах в Австрии социал-демократов цены на недвижимость будут расти, он переезжает в Вену, покупает там три дома[c] на заёмные деньги, и начинает торговлю вином. В 1930 году он с несколькими другими людьми[d] участвовал в создании так называемого «жилищно-экономического кооператива» с целью посредничества в строительстве общественных и частных домов. Он намеревался отремонтировать один из своих домов и продать его позже, поскольку не мог получить государственное разрешение на строительство как физическое лицо. Жители дома были с этим несогласны, поэтому завязался судебный процесс, который Матушка проиграл. Он поджег крышу дома ради финансовой выгоды, получив 180 000 шиллингов в качестве компенсации; суд не смог доказать его участие в поджоге.

В 1929 году у его жены возникла проблема с легкими, лечение которой, судебные иски и банкротство бизнеса отняли у него около половины состояния. К 1930 году он многократно привлекался к судебной ответственности, а осенью того же года заявил о своей финансовой несостоятельности.

Живя в Вене, он также был занят продажей собственных патентов. В их число входила турбина с медленным водным приводом, которую можно было использовать для выработки электроэнергии. Еще одним изобретением стало сигнальное устройство, предупреждающее водителя о препятствии на железнодорожном пути с большего расстояния. Он также разработал устройство для отключения газа, которое позволяло бы газу в трубе выходить только в том случае, если бы газ сгорел.

Преступления

Матушка предпринял по крайней мере две неудачные попытки подорвать железнодорожные пути в районе Анцбаха в декабре 1930 года (поезд ВенаПариж) и январе 1931 года.[1]

Первым успешным преступлением Матушки было подрыв экспресса Берлин-Базель у города Йютербог 8 августа 1931 года; пострадали более 100 человек. Из-за того, что на месте преступления, среди прочего, была обнаружена испорченная нацистская газета, нападение, как полагали, было политически мотивированным. За преступника была назначена награда в размере 100 000 рейхсмарок.[1]

Вторым и наиболее известным успешным преступлением Матушки был подрыв «Венского экспресса», когда он пересекал мост у города Биаторбадь недалеко от Будапешта в 12:20 утра 13 сентября 1931 года. 22 человека погибли, еще 120 получили ранения, из них 17 — тяжелые.[1] Среди пассажиров была и актриса Жозефина Бейкер.[2]

Матушка совершил это преступление, поместив многочисленные динамитные шашки[3] в чемодан из коричневого волокна, который взорвался на виадуке из-за веса поезда, в результате чего двигатель и девять из одиннадцати вагонов упали в овраг глубиной 30 метров. Матушка был обнаружен на месте преступления, но, выдав себя за выжившего пассажира, был отпущен. Венгерское правительство обвинило в случившемся коммунистов[e] и объявило чрезвычайное положение, остававшееся в силе до октября 1932 года.[4]

Вернувшись домой, Матушка подал иск против железной дороги о возмещении ущерба за якобы уничтоженный багаж, однако вскоре выяснилось, что он отсутствовал в списке пассажиров; более того, он не был опознан ни одним из выживших.[5] 10 октября 1931 года он был арестован в Вене, после чего вскоре признался в преступлении.

Матушка был осужден в Австрии за две неудачные попытки. Позже он был экстрадирован в Венгрию при условии, что он не будет казнен. Он был признан виновным в убийстве и приговорен к смертной казни, но приговор был заменен пожизненным заключением по договоренности с Австрией.

Исчезновение

Наказание Матушка отбывал в тюрьме города Вац. В тюрьме он рисовал картины, играл на музыкальных инструментах и даже писал сценарии к фильмам.[6] По словам бывшего начальника Вацской тюрьмы Белы Верёцеи, за два дня до взятия Ваца Красной Армией, 6 декабря 1944 года, немецкое военное командование потребовало освободить 800 заключенных, в противном случае они будут казнены. Пятьдесят заключённых, включая Матушку, остались; он верил в то, что знание сербского языка поможет ему договориться с русскими.

Он притворился хирургом, даже какое-то время работал в советском военном госпитале, а в 1945 году его видели в родном селе. Дальнейшая судьба доподлинно неизвестна. По одной из версий, в Чантавире он был задержан партизанами и увезён в тюрьму Нови-Сада, где, предположительно, повесился. По другой версии, Матушка стал жертвой репрессий югославских партизан против венгерского населения в 1944-1945 годах и похоронен в братской могиле в Суботице. По третьей версии, он бежал в ФРГ, где жил со своей дочерью под вымышленным именем и умер там в 1967 году.[6][7]

В культуре

Примечания

Комментарии

  1. ныне — Чантавир, городское поселение Суботица, Северно-Бачский округ, Автономный край Воеводина, Республика Сербия
  2. после Первой мировой войны отошедшее к Королевству сербов, хорватов и словенцев
  3. по адресам: Hoffgasse 9, Dempschergasse 3, Klostergasse 12 и Esterházygasse 4
  4. австрийский купец, австрийский страховой офицер, подполковник в отставке Тодор Поханка, майор в отставке Дьюла Макаи и еще один человек неизвестного занятия
  5. на месте преступления была обнаружена записка коммунистического содержания

Источники

  1. 1,0 1,1 1,2 Murder in the 1930s ISBN 978-0881-84855-7 p.230
  2. Shirley Sherwood. Venice Simplon Orient-Express: The World's Most Celebrated Train. — Motorbooks International, 1996. — 196 с. — ISBN 978-0-7603-0266-8. Архивная копия от 19 августа 2021 на Wayback Machine
  3. Murder in the 1930s ISBN 978-0881-84855-7 p.231
  4. 1931. szeptember 13. Matuska Szilveszter felrobbantja a biatorbágyi viaduktot. www.rubicon.hu. Дата обращения: 19 августа 2021. Архивировано 19 августа 2021 года.
  5. Jay Robert Nash. Terrorism in the 20th century : a narrative encyclopedia from the anarchists, through the weathermen, to the unabomer. — New York : M. Evans and Co., 1998. — 486 с. — ISBN 978-0-87131-855-8.
  6. 6,0 6,1 Péter Bozsik. Az attentátor: Matuska Szilveszter regénye : képtelen krónika. — Kalligram, 2005. — 192 с. — ISBN 978-80-7149-740-0. Архивная копия от 19 августа 2021 на Wayback Machine
  7. Archívum: Matuska 42 porosodó dossziéja - NOL.hu. web.archive.org (26 января 2017). Дата обращения: 25 августа 2021.
  8. LARD «The Last Temptation of Reid» (1990). DARKSIDE.ru. Дата обращения: 19 августа 2021. Архивировано 19 августа 2021 года.
  9. Merénylet (1960) - IMDb (англ.) ?. Дата обращения: 19 августа 2021. Архивировано 19 августа 2021 года.
  10. Viadukt (1983) - IMDb (англ.) ?. Дата обращения: 19 августа 2021. Архивировано 19 августа 2021 года.