Мастер женских полуфигур
Мастер женских полуфигур | |
---|---|
Дата рождения | XVI век |
Страна | Нидерланды |
Род деятельности | живопись |
Мастер женских полуфигур (иногда называемый как Мастер полуфигур)[1] — условное имя, данное художнику или, вероятно, группе художников мастерской, действовавшей в XVI веке. Оно было дано в XIX веке, чтобы идентифицировать создателя или создателей корпуса работ, состоящего из более 67 картин, к которым с тех пор было добавлено ещё 40[2]. Мастер(-а) создавал(-и) женские фигуры в сценах бытового жанра, небольших религиозных и мифологических произведениях, пейзажах и портретах[1].
Имя
Современные учёные[какие?] объединяют под именем Мастера женских полуфигур группу художников, писавших поясные портреты молодых женщин. Возможно, имя связывает художников, работавших в одной мастерской. Это объясняет многократное повторение некоторых работ, а также некоторые своеобразные шаблоны в творчестве художника. Хотя некоторые картины и пытались квалифицировать как работы Жана Клуэ и Ганса Верейка, но попытки оказались неудачными. Настоящее имя Мастера до сих пор остаётся загадкой.
Творчество
Творчество Мастера женских полуфигур можно отнести к переходному периоду от искусства Средневековья к искусству Раннего Возрождения, так как кроме изображений молодых женщин, у Мастера женских полуфигур есть также работы и на библейские темы. Например, «Пейзаж со сценой отдыха на пути в Египет», «Пьета» и другие. Но всё же в картинах художника чаще всего изображены женщины, занятые своими повседневными делами: чтением книг, игрой на музыкальных инструментах. Наиболее известными работами художника являются картины «Мадонна с младенцем» и «Музыкантши» (или «Три музицирующие девушки»).
«Мадонна с младенцем» находится в собрании Эрмитажа и, безусловно, является одной из лучших работ художника. На картине изображены Дева Мария с младенцем Иисусом. Дева Мария внимательно рассматривает книгу, а Иисус изучает виноградную лозу. Пейзаж на заднем плане напоминает картины Йоахим Патинира. Картина помогает понять последовательность работы художника: на лице Богоматери, на тельце ребёнка и кое-где в пейзаже можно заметить тщательно подготовленный рисунок.
Картина «Музыкантши» — одна из самых характерных работ Мастера женских полуфигур. Работа имеет несколько вариантов, из которых лучший находится в собрании Харрах (Замок Рорау близ Вены, Австрия). Музицирующие девушки изысканны и элегантны: они одеты в модные для XVI века платья, изящно держат в своих руках музыкальные инструменты. Однако лица музыкантш похожи друг на друга, художник и не пытался изобразить глубокие образы. Мастер, вероятно, хорошо владел нотной грамотой. По мнению известного советского музыканта Александра Майкапара в эрмитажном варианте работы музыкантши исполняют песню известного в своё время композитора Клодена де Сермизи (1490—1562) на слова поэмы Клемана Маро[3]. В нотах по-французски записан текст:
Я дам вам радость,
Мой друг, и поведу вас туда,
Куда стремится Ваша надежда;
Пока я жива, я не покину вас,
Даже когда я умру,
Моя душа сохранит о вас память.
-
Портрет молодой женщины, ок. 1550, дерево, масло, Художественно-Исторический Музей, Вена
-
Пьета (1550), Музей изящных искусств в Севилье
-
Пейзаж со сценой отдыха на пути в Египет
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Martha Wolff, Master of the Half-Lengths Архивная копия от 23 марта 2021 на Wayback Machine, in: Fifteenth- to eighteenth-century European paintings: France, Central Europe, the Netherlands, Spain, and Great Britain, (cat. no. 23), p. 115—116.
- ↑ Hans M. Schmidt, et al. «Masters, anonymous, and monogrammists». Grove Art Online. Oxford Art Online. Oxford University Press. Web. 23 Feb. 2016
- ↑ Майкапар А. Песня, звучащая в картине // Музыкальная жизнь. — 1981. — № 19. — С. 18—19.
Литература
- Никулин Н. Н.. Искусство Нидерландов XV—XVI веков. — Искусство, 1987.
Ссылки
- Master of the Female Half-lengths (англ.). Архивировано 2 декабря 2008 года.
Для улучшения этой статьи желательно: |