Мастер-позитив

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кинокопировальный аппарат «25НТК—1» для прерывистой контактной печати совмещённых мастер-позитивов и монтажных фильмокопий. Неэкспонированная киноплёнка из рулона A проходит через пульсирующий фильмовый канал 1, в котором вместе с прижатым к ней негативом изображения из рулона C прерывисто перемещается скачковым барабаном 2 мальтийского механизма. Копировальный свет от лампы 5 регулируется световым паспортом 4 и в моменты перемещения киноплёнок перекрывается обтюратором 3. После печати изображения киноплёнка поступает в звукоблок, где на неё барабаном 8 непрерывно печатается фонограмма с негатива перезаписи из рулона E. Пунктиром обозначен путь киноплёнки при печати контратипов без фонограммы

Мастер-позитив, промежуточный позитив, интерпозитив, лаванда (англ. Master Positive — MP, Duplicate Positive — DP, Intermediate Positive — IP) — промежуточная позитивная копия кинофильма, получаемая в процессе контратипирования при оптической технологии кинопроизводства[1][2]. Промежуточный позитив предназначен для получения дубльнегативов, с которых производится тиражирование фильмокопий[3]. Изготавливается на киностудии непосредственно со смонтированного оригинального негатива после утверждения контрольного позитива и окончательной цветоустановки.

Технология изготовления

В отличие от рабочего позитива, который часто печатается «в одном свету», промежуточный позитив выровнен по оптической плотности и цветопередаче, отклонения от которых неизбежны в оригинальном негативе[4]. Для обеспечения высокого качества при последующем контратипировании, интерпозитив изготавливается прецизионными кинокопировальными аппаратами прерывистой печати с иммерсией, снижающей заметность механических повреждений негатива. Часто интерпозитив печатается с полным погружением обеих киноплёнок и лентопротяжного механизма в резервуар с иммерсионной жидкостью[5]. Для выравнивания по плотности и цветопередаче используется цветовой паспорт, индивидуальный для каждого монтажного плана. Одинаковые плотность и цветопередача соседних планов, а также отпечатанная совмещённая фонограмма на мастер-позитиве позволяют производить дальнейшую скоростную печать дубльнегатива и фильмокопий аппаратами непрерывной (ротационной) печати[6]. Как и первая монтажная фильмокопия, мастер-позитив представляет собой первую копию фильма в законченном виде и с фонограммой: он полностью смонтирован, в нём проведены свето- и цветоустановка, впечатаны титры и монтажные переходы (наплывы, шторки, затемнения).

Технологии получения цветного и чёрно-белого мастер-позитивов отличаются: при чёрно-белом контратипировании используется комплект из дубль-позитивной и дубль-негативной киноплёнок с различными коэффициентами контрастности[7][8]. Киноплёнки комплекта, как правило несенсибилизированы и допускают лабораторную обработку при неактиничном освещении[9][* 1]. При цветном контратипировании как промежуточный позитив, так и дубльнегатив печатаются на универсальной контратипной киноплёнке (англ. Intermediate Film) с коэффициентом контрастности, равным единице и цветным маскированием, например «KODAK VISION Color Intermediate Film 5242» или «FUJICOLOR INTERMEDIATE FILM ETERNA-CI 8503»[10]. Такая технология позволяет свести к минимуму ошибки цветоделения и сохранить фотографическую широту негатива[11][12][4]. В результате, цветной мастер-позитив обладает низким контрастом, а из-за наличия маски имеет жёлто-оранжевую окраску и непригоден для нормальной демонстрации кинопроектором[13].

При одноступенном контратипировании на обращаемую киноплёнку промежуточный позитив не печатается, поскольку дубльнегатив получается непосредственно с негатива[14][9]. В настоящее время такая технология не используется. Некоторые способы тиражирования фильмов предусматривают печать фильмокопий непосредственно с негатива. В этом случае, позволяющем получать ограниченные тиражи фильмокопий, промежуточный позитив также не изготавливается. В современной цифровой технологии кинопроизводства роль мастер-позитива выполняет цифровая мастер-копия Digital Intermediate, с которой при помощи фильм-рекордера печатается дубльнегатив на специальных сортах киноплёнки[15].

Другое использование

За счёт точной цветокоррекции и выравнивания плотности соседних кадров мастер-позитив может служить наиболее высококачественным источником при мастеринге копий фильма на видеокассетах и оптических видеодисках[13][16]. Важным достоинством интерпозитива считается отсутствие многочисленных физических склеек, которые есть на смонтированных негативе и рабочем позитиве. Кроме того, это первая копия фильма, в которой потери фотографического качества изображения минимальны и сохранён весь диапазон полутонов негатива. Наличие совмещённой фонограммы позволяет получить полноценный звук с того же носителя, не прибегая к дополнительной синхронизации.

В фотографии печать промежуточного позитива используется в различных техниках фотографики, таких как псевдосоляризация, изогелия, изополихромия и других.

См. также

Примечания

  1. Исключение составляют изопанхроматические дубль-позитивные киноплёнки для печати с цветного негатива

Источники

  1. Глоссарий кинематографических терминов, 2007, с. 199.
  2. Аудиовизуальные документы. ГОСТ 7.69–95 (ИСО 5127=11=83). Информационный портал школьных библиотек России. Дата обращения: 15 февраля 2015. Архивировано 15 февраля 2015 года.
  3. Киноплёнки и их обработка, 1964, с. 194.
  4. 4,0 4,1 Основы фильмопроизводства, 1975, с. 368.
  5. Техника кино и телевидения, 1980, с. 64.
  6. Традиционная оптическая технология фильмопроизводства, 2007, с. 164.
  7. Современные киноплёнки для фильмопроизводства, 2010, с. 7.
  8. Кинофотопроцессы и материалы, 1980, с. 176.
  9. 9,0 9,1 Фотокинотехника, 1981, с. 85.
  10. Современные киноплёнки для фильмопроизводства, 2010, с. 10.
  11. Кинофотопроцессы и материалы, 1980, с. 179.
  12. Киноплёнки и их обработка, 1964, с. 212.
  13. 13,0 13,1 Традиционная оптическая технология фильмопроизводства, 2007, с. 165.
  14. Киноплёнки и их обработка, 1964, с. 209.
  15. Современные киноплёнки для фильмопроизводства, 2010, с. 12.
  16. Борис Пинский. Виктор РАБИНКОВ: У НАШИХ ФИЛЬМОВ НЕ БЫВАЕТ СТАРТОВЫХ ПРОДАЖ. НА НИХ ЕСТЬ ПОСТОЯННЫЙ СПРОС. Статьи. журнал «Кинопроцесс» (март 2007). Дата обращения: 14 февраля 2015. Архивировано 14 февраля 2015 года.

Литература

  • Е. А. Иофис. Глава VII. Позитивный процесс // Киноплёнки и их обработка / В. С. Богатова. — М.: «Искусство», 1964. — С. 175—230. — 300 с.
  • Б. Н. Коноплёв. Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М.: «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.
  • Н. Д. Бернштейн. Современное состояние и тенденции развития кинокопировальной аппаратуры // «Техника кино и телевидения» : журнал. — 1980. — № 11. — С. 62—68. — ISSN 0040-2249.

Ссылки