Маруся Климова

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Маруся Климова
Псевдонимы Маруся Климова
Место рождения Ленинград, СССР
Род деятельности писательница, переводчица
Направление андеграунд, постмодернизм
Дебют роман "Голубая кровь" написан в 1991 году, впервые опубликован в 1996 году тиражом 100 экз.
Награды Кавалер ордена Искусств и литературы (Франция)
Произведения на сайте Lib.ru

Татьяна Николаевна Кондратович (14 января 1961, Ленинград, СССР), известная как Мару́ся Кли́мова — русская писательница, переводчица.

Биография

Родилась 14 января 1961 года в Ленинграде в семье капитана дальнего плавания (впоследствии проректора Морской академии имени адмирала Макарова и представителя Морфлота в Никарагуа).

Окончила филологический факультет ЛГУ. После окончания университета работала переводчицей в Регистре СССР, но затем под влиянием идей эстетического нонконформизма уничтожила свой университетский диплом и несколько лет перебивалась случайными заработками, подрабатывая уборщицей и санитаркой. После восстановления диплома некоторое время работала научным сотрудником в музее «Исаакиевский собор». За попытку организовать забастовку сотрудников музея «Исаакиевский собор» с требованием отмены атеистической пропаганды в экскурсиях и последовавшие за ней публикации в газетах («Не хочу быть атеистом по приказу» (Смена, 28.04.1990), «Запрет на профессию» (Литератор, 9.02.1990)) Маруся Климова была лишена премий, надбавок за иностранные языки, отстранена от работы с интуристами и в апреле 1990 года уволена из научного отдела музея.

В 1980-е годы была связана с культурой ленинградского андеграунда, в начале 1990-х жила в Париже.

Люсетт Детуш, Франсуа Жибо, Маруся Климова, 1995, Медон

Во время своего пребывания в Париже в начале 1990-х годов Маруся Климова близко познакомилась с вдовой Луи-Фердинанда Селина Люсетт Детуш и в дальнейшем часто навещала её дом в Медоне. Тогда же биограф Селина адвокат Франсуа Жибо в шутку представил её своим юным друзьям из популярной во Франции группы «2Be3» как «внучку Ленина», а те восприняли эту информацию всерьёз и распространили среди своих многочисленных знакомых и поклонников. По этой причине среди участников возглавляемого писательницей движения Аристократический Выбор России[1] она также известна как Маруся Климова фон Ленин. В 1994 году Маруся Климова основала российское Общество друзей Луи-Фердинанда Селина и одноимённое издательство при нём.

В 1999 и 2000 годах совместно с художником Тимуром Новиковым проводила фестивали петербургского декаданса «Тёмные ночи»[2]. В 1999 году во время презентации романа «Домик в Буа-Коломб» в петербургской галерее «Art-Collegium» Тимур Новиков вручил Марусе Климовой Рокфеллеровскую премию с формулировкой «за создание образа русского интеллигента с человеческим лицом»[3]. Маруся Климова является также профессором литературы Новой Академии Изящных Искусств, создателем и главой которой был Тимур Новиков[4].

В июне 1999 года, в канун двухсотлетнего юбилея А. С. Пушкина, вместе с Дмитрием Волчеком, Ярославом Могутиным и Вячеславом Кондратовичем издала снискавший скандальную известность журнал «Дантес»[5].

В 2005 году сняла фильм «Убийство Жоашена или то, что не снял Фассбиндер» (по мотивам сцены из переведённого ею романа Жана Жене «Кэрель»). Организовала и провела несколько международных коллоквиумов, посвящённых творчеству Луи-Фердинанда Селина и Жана Жене. Была постоянным автором «Митиного журнала», сотрудничала с радио «Свобода», публиковалась в «Коммерсанте», «Независимой газете», «Русском журнале», «Квире», «Art-press» (Париж).

В автобиографической трилогии («Голубая кровь», «Домик в Буа-Коломб», «Белокурые бестии») дана широкая панорама переломных для России 1980-х-1990-х годов. Для романов Маруси Климовой характерны предельная отстранённость авторского взгляда, индифферентность к добру и злу, внимание к абсурдным и комическим деталям, размытость границ между здравым смыслом и безумием. Созданные писательницей образы новоявленных русских денди и трансвеститов, с лёгкостью меняющих свои маски и наряды, как нельзя лучше соответствуют атмосфере вселенского карнавала тех лет, ознаменовавшихся стремительной сменой социальных идентификаций[6].

Сборник «Морские рассказы» — собрание трагикомических историй из жизни моряков дальнего плавания, изложенных от мужского лица в нарочито грубой и циничной манере.

«Моя история русской литературы» представляет собой нечто среднее между собранием эссе и романом идей. Судьбы и произведения русских писателей преподносятся как факты личной биографии автора. Книга изобилует парадоксальными и утрированно субъективными суждениями и оценками.

В более поздних книгах («Безумная мгла», «Профиль Гельдерлина на ноге английского поэта», «Холод и отчуждение»), куда вошли стилизованные под дневниковые записи «мысли и опыты»,[7] характерные для Маруси Климовой темы, эпатаж и постмодернистская ирония сочетаются с приверженностью культу чистой красоты и гениальности. [8].

В своих книгах и интервью[9] Маруся Климова обычно позиционирует себя как декадентку, маргиналку и ницшеанку. По мнению журнала «Новый мир», «актуальных для Маруси Климовой писателей объединяет мизантропия, маргинальность, сексуальные перверсии, презрение к норме, к „буржуазной“ морали (которая всегда третируется как обывательская). Направление политического спектра особого значения не имеет — лишь бы это был самый его край»[10].

Перевела с французского произведения Л.-Ф. Селина («Смерть в кредит», «Из замка в замок», «Север», «Ригодон», «Интервью с профессором Y», «Громы и молнии: пьесы, либретто, сценарии»), Жана Жене («Кэрель»), Пьера Гийота («Проституция», «Эдем, Эдем, Эдем», «Кома», «Книга»), Жоржа Батая («История глаза»), Моник Виттиг («Лесбийское тело»), Пьера Луиса («Дамский остров»), Луи Арагона («Лоно Ирены»), Франсуа Жибо («Собакам и китайцам вход воспрещён», «Не всё так безоблачно»), Пьера Буржада, Мишеля Фуко, Алена Гироди и др.. Также является автором русских переводов книги Д. фон Гильдебрандта «Святость и активность» (с немецкого) и «Символического пейзажа» Кеннета Кларка (с английского).

Член Союза писателей, Союза журналистов, Международной федерации журналистов, а также Союза кинематографистов. Произведения Маруси Климовой опубликованы на французском, немецком, английском, эстонском, латышском, сербском и итальянском языках.

В 2006 году Маруся Климова была удостоена французского Ордена литературы и искусства.[11]

В 2007 году по результатам интернет-голосования, проведённого журналом «Собака.ру», признана самым знаменитым человеком Санкт-Петербурга в сфере искусства.[12]

Происхождение псевдонима

Псевдоним Маруся Климова является копией имени главной героини известной одесской воровской песни «Мурка», слова к которой предположительно[13] написаны автором песни «Бублички» Ядовым.

Награды

Библиография

  • 1996 — «Голубая кровь»
  • 1998 — «Домик в Буа-Коломб»
  • 1999 — «Морские рассказы»
  • 2000 — «Селин в России»
  • 2001 — «Белокурые бестии»
  • 2004 — «Моя история русской литературы»
    • в издании 2014 года: «Моя антиистория русской литературы»
  • 2004 — «Парижские встречи»
  • 2009 — «Моя теория литературы»
  • 2012 — «Портрет художницы в юности»
  • 2013 — «Безумная мгла»
  • 2014 — «Моя антиистория русской литературы»
  • 2016 — «Профиль Гельдерлина на ноге английского поэта»
  • 2019 — «Холод и отчуждение»
  • 2021 --- «за Границей»


Примечания

  1. Один из безусловных символов питерской богемы.. Дата обращения: 30 сентября 2012. Архивировано 22 июля 2012 года.
  2. Радость загнивания. Дата обращения: 19 октября 2019. Архивировано 1 ноября 2014 года.
  3. Хорошенького понемножку.. Дата обращения: 19 октября 2019. Архивировано 19 октября 2019 года.
  4. Гений пустоты (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 сентября 2012. Архивировано 21 ноября 2011 года.
  5. Журнал «Дантес». Дата обращения: 19 октября 2019. Архивировано 19 октября 2019 года.
  6. Феномен Маруси Климовой в постсоветской культуре // Гендерные исследования, 16, 2007 год (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 ноября 2007. Архивировано 21 января 2008 года.
  7. Павел Соболев. Дневник войны с баранами.. Дата обращения: 26 марта 2021. Архивировано 16 апреля 2021 года.
  8. Евгений Маликов. Искусство крыть небо.// газета «ЗАВТРА», 5 декабря 2013
  9. Я чувствовала себя безумным Людвигом. Дата обращения: 11 января 2010. Архивировано 22 декабря 2016 года.
  10. Алла Латынина. «Ваши классики — уроды и кретины», — объясняет нам Маруся Климова // Новый мир, № 4, 2005 год. Дата обращения: 25 июля 2018. Архивировано 18 июля 2018 года.
  11. Переводчица Маруся Климова удостоена французского ордена // Радио Свобода, 29 марта 2007.
  12. «ТОП50» — 15 лет! Возвращаем наш 2007-й.
  13. Владимир Бахтин. ЗАБЫТЫЙ И НЕЗАБЫТЫЙ ЯКОВ ЯДОВ Архивная копия от 22 октября 2012 на Wayback Machine. (Журнал «Нева», 2001, № 2)

Литература

Интервью

Ссылки