Марксистская эстетика

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Марксистская эстетика — теория искусства, основанная на материалистическом понимании истории. Методологически‐мировоззренческой основой марксистско‐ленинской эстетики является диалектический и исторический материализм[1]. Опирается на ленинскую теорию отражения.

История

Выработке общих принципов марксистской эстетики способствовал Франц Меринг[2]. Большую роль в становлении марксистско-ленинской эстетической науки сыграли А. В. Луначарский и А. М. Горький[3].

В СССР существовали различные взгляды на марксистскую эстетику. Видное место среди них занимают взгляды Михаила Лифшица, который отстаивал идею коммунистического идеала как утверждения свободного творчества и всесторонне развитой личности. Не менее существенное влияние на развитие эстетической теории в Советском Союзе оказал Эвальд Васильевич Ильенков: несмотря на то что ключевым направлением его мысли были диалектико-материалистические исследования, а в последние годы - теория психологии, на протяжении жизни им оставлены многочисленные эстетическое работы, оформленные в сборник "Искусство и коммунистический идеал" (1980).

В восточноевропейском марксизме большое значение имели труды Дьёрдя Лукача.

Основные принципы

Марксистско-ленинская эстетика провозглашала, что крупнейшим завоеванием эстетической мысли XX столетия было учение В. И. Ленина о партийности литературы и искусства, разработанное в статье «Партийная организация и партийная литература» и в других ленинских работах[4]. Марксистская эстетика утверждает ведущее значение жизненного содержания искусства, его идейного смысла[5].

Одним из важных критериев художественности марксистская эстетика считает соответствие содержания форме[6].

Основные категории

Марксистская эстетика обозначила закономерную связь между прекрасным и трудовой деятельностью человека, которое послужило основой возникновению эстетического мироощущения как такового[7].

Что касается трагического как категории эстетики, марксистская эстетика основную причину трагических событий видит в столкновении противоположных социальных сил, вызванном законами общественного развития. Маркс и Энгельс различали трагический характер новых прогрессивных сил, выступающих против отживших старых порядков и не способных в данных условиях одержать победу, и трагический уход со сцены исторически изжившего себя класса, ещё не исчерпавшего окончательно своих возможностей, когда отдельные представители старых общественных порядков осознали обреченность своего класса, но не смогли порвать с ним связей и перейти на позиции нового класса, которому принадлежит будущее[8].

Марксистская эстетика отвергает индивидуалистическое понимание Г., когда утрачивается его объективный критерий, абсолютизируется личное бесстрашие, возводится в принцип самоценность последнего[9].

Марксистская эстетика видит основу возвышенного в объективной действительности и в отношении человека к ней, направленном на её революционное преобразование, а само В. рассматривает как концентрированное выражение красоты человеческого подвига, величия достижений творческого труда[10]. Марксистская эстетика не противопоставляет Возвышенное прекрасному и рассматривает Возвышенное в тесной связи с героизмом, с пафосом борьбы и творческой деятельности масс[11].

См. также

Примечания

  1. Марксистско-ленинская эстетика, 1983, с. 22.
  2. Меринг Франц - Большая Советская энциклопедия - Энциклопедии & Словари. Дата обращения: 15 ноября 2014. Архивировано 4 марта 2016 года.
  3. Косичев, 1971, с. 645.
  4. Марксистско-ленинская эстетика, 1983, с. 369.
  5. Введенский Б.А. . Большая советская энциклопедия Том 18 - Большая Советская Энциклопедия Второе издание (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 марта 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  6. содержание и форма. Дата обращения: 15 мая 2011. Архивировано 7 июля 2013 года.
  7. [bse.sci-lib.com/article092446.html Прекрасное] — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
  8. трагическое. Дата обращения: 15 мая 2011. Архивировано 7 июля 2013 года.
  9. ГЕРОИЧЕСКОЕ
  10. ВОЗВЫШЕННОЕ (недоступная ссылка)
  11. [bse.sci-lib.com/article006045.html Возвышенное] — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)

Литература