Маркан, Кристиан

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кристиан Маркан
Christian Marquand
Имя при рождении Christian Henri Marquand
Место рождения Марсель, Буш-дю-Рон, Франция
Место смерти Иври-сюр-Сен, Валь-де-Марн, Франция
Профессия актёр, режиссёр
Направление драма, комедия, мелодрама

Кристиа́н Марка́н (фр. Christian Marquand; полное имя — Кристиан Анри Маркан, фр. Christian Henri Marquand; 15 марта 1927, Марсель, Буш-дю-Рон, Франция[1] — 22 ноября 2000, Иври-сюр-Сен, Валь-де-Марн, Франция[1]) — французский актёр и режиссёр. Родной брат актёра Сержа Маркана (фр. Serge Marquand) и режиссёра Надин Трентиньян.

Биография

Кристиан Маркан родился в Марселе 15 марта 1927 года. Его родители по профессии были актёрами, а по национальности мать, Люсьена Фернанда Корнийа (фр. Lucienne Fernande Cornilliat, 1906—2006)[2], была испанкой, а отец, Жан Жорж Маркан (фр. Jean Georges Marquand, 1904—1992)[2], имел арабское происхождение. В семье из шести детей трое потом избирут творческую стезю: Люсьена (теперь Надин Трентиньян), Серж и Кристиан. После войны семья покинула юг Франции и переехала в Париж. Плохой ученик, Кристиан довольно часто менял школы, а в семнадцать лет решил начать артистическую карьеру. После шести месяцев занятий актёрским мастерством у Тани Балашовой, вместе с Роже Вадимом, он появился на сцене в Горации, а затем еще в нескольких спектаклях[3].

Его знания, помимо французского, также испанского, арабского, английского и итальянского языков — их все он учил в детстве — помогли ему в его ранней международной карьере[4].

В период оккупации Кристиан Маркан уехал в Лондон, где играл в постановке Always afternoon на английском языке[5]. По возвращению во Францию в 1945 году он получил свою первую эпизодическую роль в кино у Жана Кокто в Красавице и чудовище. А вскоре последовали несколько ролей побольше, пока молодой премьер не обратил на себя внимание в исторической драме Лукреция Борджиа (фр. Lucrèce Borgia), снятой Кристианом-Жаком в 1953 году. После чего начался итальянский период, когда его заметил Лукино Висконти и предложил ему роль богемского офицера и друга главного героя в пышной мелодраме Чувство (1953) рядом с Алидой Валли и Фарли Грейнджером. После Людей-торпед (итал. Siluri umani, 1954) с Рафом Валлоне он возвратился во Францию, чтобы играть молодого стажёра в психологической драме Люди в белых халатах (фр. Les Hommes en blanc, 1955) Ральфа Хабиба (фр. Ralph Habib) и второстепенную роль в Любовнике леди Чаттерлей (фр. L'Amant de lady Chatterley, 1955) Марка Аллегре. В 1956 году Роже Вадим, который станет его другом и назовёт в его честь сына, пригласил Кристиана Маркана в свой дебютный фильм И Бог создал женщину[3].

Банальная, но чувственная история, представляющая 22-летнюю Брижит Бардо в различных видах одежды и без неё, также дала импульс карьере Маркана. Он исполнил одну из своих лучших ролей в картине Жизнь (фр. Une vie, 1958) Александра Астрюка по рассказу Ги де Мопассана, где актёру удаётся найти много нюансов в его несимпатичном персонаже, распутном муже молодой невинной аристократки в исполнении обольстительной Марии Шелл. В 1959 году он воплощает измученного молодого героя в интерпретации Мишелем Гастом (фр. Michel Gast) детективного романа Бориса Виана Я приду плюнуть на ваши могилы[4].

В струе набирающей силу во Франции Новой Волны Кристиан Маркван решил попробовать себя в качестве режиссёра в экранизации одноимённого романа Жана Жьоно (фр. Jean Giono) Большие дороги (фр. Les Grands Chemins, 1962) с Анук Эме, Робером Оссейном и Ренато Сальватори в главных ролях. А после исполнения роли морского офицера, в легендарном военном фильме Самый длинный день (1962) американского производства у него появилась возможность сотрудничества с ведущими голливудскими режиссёрами. Он уехал в США, где снимался у Ричарда Брукса, Фреда Ци́ннеманна и Роберта Олдрича. Завёл крепкую дружбу с Марлоном Брандо (который также назовёт своего сына Кристианом)[3].

В 1968 году Кристиан Маркан выпустил свой второй полнометражный фильм Сладкоежка по роману Терри Саузерна, фантастическую комедию с сатирой на американское общество о завоеваниях нимфетки, которую сыграла Ева Аулин. Престижный международный состав включал Марлона Брандо, Ричарда Бёртона, Джеймса Коберна, Джона Хьюстона, Шарля Азнавура, Эльзу Мартинелли, Ринго Старра и даже боксёра Шугар Рэя Робинсона. В издание Британского института кино Monthly Film Bulletin о фильме было сказано, что «психоделики хиппи накладываются на самоубийственный эффект передозировки чеснока»[4].

Разочарованный этим по преимуществу отрицательным приёмом, он сделал паузу в кино, уходя в живопись — его хобби — и возвратился к актёрской профессии только через три года. В 1960-е годы он легко перемещался между фильмами, сделанными во Франции, и теми, что выходили из Голливуда. В 1976 году он снялся в телефильме Марвина Дж. Чомски (англ. Marvin J. Chomsky) Победа в Энтеббе (фр. Victoire à Entebbé), который демонстрировался на больших экранах в Европе, и в драме Апокалипсис сегодня (1977) режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы; сцены с ним в роли французского плантатора были вырезаны при монтаже, но заново введены в фильм в расширенной версии 2000 года. Во Франции он, в частности, изображал сотрудника службы безопасности НАТО у Клода Шаброля в Дороге в Коринф (1967), играл у своего деверя, Жан-Луи Трентиньяна, в комедии Инструктор по плаванию (фр. Le Maître-nageur, 1978), в комедийной мелодраме у Клода Берри Я вас люблю (1980) и в криминальной драме у Алена Корно Выбор оружия (1981). Окончательно перебравшись во Францию, он в 1984 году работал под руководством его сестры Надин Трентиньян в драме Будущее лето (фр. L'Été prochain), а в следующем году появился в последнем для него кинофильме Прощай Барсук (фр. Adieu blaireau) с Анни Жирардо. После обнаружения у него в 1985 году болезни Альцгеймера, он ещё снялся в двух мини-сериалах на телевидении, но в 1987 году, в связи с ухудшением здоровья, Кристиан Маркан решил отказаться от актёрской профессии. О нём не было никаких известей до 1991 года, когда его сестра обратилась на радио по причине его исчезновения: после двух дней поисков, его в конце концов нашли блуждающим по парижскому метро[3]. В последние свои годы он много времени проводил в больнице, не узнавая тех, кто его посещал[4].

Скончался 22 ноября 2000 года. Был кремирован в крематории кладбища Пер-Лашез в Париже, а его пепел передан членам семьи. Его сестра посвятила ему книгу «Ton chapeau au vestiaire», в которой рассказала о его болезни[3].

Личная жизнь

Кристиан Маркан, который был большим ловеласом, женился 4 октября 1963 года[2] на актрисе Тине Омон (фр. Tina Aumont ), дочери актёров Жан-Пьера Омона и Марии Монтес, и состоял с ней в браке до своей смерти в 2000 году[3][~ 1].

Он знакомился с Тиной благодаря Роже Вадиму и, с одобрением её отца, обеспокоенного новым образом жизни его дочери, стал её мужем в 36 лет, в то время как ей было 17. Их парижская квартира пользовалась известностью богемных пати, также как и занимаемая ими квартира в Лондоне, куда Кристиана в 1966 году привела работа над Сладкоежкой. Примерно в это же время в их отношениях проявились трещины. У неё случился выкидыш, в котором он, видимо, обвинил её, и через несколько недель их трёхлетний брак фактически развалился[6].

В 1971 году[2] он встретил актрису Доминик Санда (фр. Dominique Sanda). 20 апреля 1972 года у неё родился от Кристиана Маркана его единственный ребёнок, сын Йан Маркан (фр. Yann Marquand)[3][2]; он также работает в киноиндустрии[7].

Творчество

Актёр

Кинофильмы

Телефильмы

  • 1952: Двойная ошибка (La double méprise), реж. Ж Беранже (фр. J. Béranger) (к/м)
  • 1976: Победа в Энтеббе (Victoire à Entebbé / Victory at Entebbe), реж. Марвин Дж. Чомски (англ. Marvin J. Chomsky) — капитан Дюкас
  • 1978: Вечер в Византии (Evening in Byzantium), реж. Джерри Лондон (англ. Jerry London) — инспектор Дюбуа
  • 1979: Нищий, вор (Beggarman, Thief), реж. Лоуренс Дохени (англ. Lawrence Doheny) — инспектор Шарбоно
  • 1980: Le Grand Poucet, реж. Шарль-Анри Ламбер (фр. Charles-Henri Lambert) — людоед
  • 1981: Прекрасный мир (Le Beau Monde), реж. Мишель Поляк (фр. Michel Polac) — Бертран I
  • 1983: Пабло мёртв (Pablo est mort), реж. Филипп Лефевр (фр. Philippe Lefebvre) — Ребуль

Сериалы

  • 1957: The Gay Cavalier, реж. Лэнс Комфорт (англ. Lance Comfort), и Теренс Фишер — капитан Клод Дюваль
  • 1983: Спасибо, Сильвестр (Merci Sylvestre), реж. Серж Корбе (фр. Serge Korber)
    • 1983: эпизод Merveilleuse Daphné — режиссёр
  • 19861987: Иллюзии любви (Le Tiroir secret), реж. Мишель Буарон (Michel Boisrond), Роже Жильо (фр. Roger Gillioz), Надин Трентиньян и Эдуар Молинаро — Станислас
  • 1987: Кто этот мальчик? (Qui c’est ce garçon ?), реж. Надин Трентиньян — Андре

Режиссёр

Сценарист

  • 1963: Большие дороги (Les Grands Chemins), в сотрудничестве с Пьером Ла Саль (фр. Pierre La Salle) по роману «Les Grands Chemins» (1951) Жана Жьоно (Jean Giono)

Документальные фильмы

  • 1960: Улица Вьей-дю-Тампль, 47 (47 rue Vieille-du-Temple) (к/м фильм)
  • 19561966: Кинопанорама (Cinépanorama) (телепередача)
  • 1982: Портрет Жан-Луи Трентиньяна (Portrait de Jean-Louis Trintignant) (док. фильм)

Архивные кадры

  • 1964: Dictionary of Sex, реж. Radley Metzger
  • 2008: Hollywood contra Franco (док. фильм) — Заганар
  • 2016: Vadim Mister Cool (телефильм) — он сам

Театр

  • 1948: Грязными руками (Les Mains sales), авт. Жан-Поль Сартр, пост. Пьер Вальд (фр. Pierre Valde), Théâtre Antoine
  • 1949: Король-рыбак (Le Roi pêcheur), авт. Жюльен Грак, пост. Марсель Эрран, Théâtre Montparnasse
  • 1950: У нас красные руки (Nous avons les mains rouges), авт. Жан Мекер (фр. Jean Meckert), пост. Марсель Кювелье (фр. Marcel Cuvelier), Théâtre Verlaine
  • 1951: Анна Каренина (Anna Karenine), авт. Л. Толстой, адапт. и пост. Раймон Руло (фр. Raymond Rouleau), Théâtre de la Renaissance
  • 1951: Рука Цезаря (La Main de César), авт. и пост. Андре Руссен (фр. André Roussin), Théâtre des Célestins, Théâtre de Paris

Примечания

Комментарии
  1. По другим источникам, они развелись в 1967 году.
Использованная литература и источники
  1. 1,0 1,1 Marquand Christian (фр.). lesgensducinema.com (June 18, 2011). Дата обращения: 29 апреля 2017. Архивировано 24 февраля 2021 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Christian Marquand (англ.). gw.geneanet.org. Дата обращения: 30 апреля 2017.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Anna F. Christian Marquand (фр.). cineartistes.com (Sept 13, 2009). Дата обращения: 29 апреля 2017. Архивировано 9 апреля 2014 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Ronald Bergan. Christian Marquand. Multilingual actor famed for screen frolic with Brigitte Bardot (англ.). theguardian.com (Dec 02, 2000). Дата обращения: 29 апреля 2017. Архивировано 28 августа 2017 года.
  5. Christian Marquand (фр.). cine-pedia.com (Aug 10, 2013). Дата обращения: 29 апреля 2017.
  6. Tina Aumont: A Life Less ordinary by Helen Donlon (англ.). mudkiss.com. Дата обращения: 29 апреля 2017. Архивировано 21 января 2018 года.
  7. Yann Marquand (англ.). imdb.com. Дата обращения: 30 апреля 2017.