Мария Пророчица
Мария Пророчица | |
---|---|
Мария Пророчица (также: Мария Еврейка, Мария Гречанка, Мария Коптская) — первая женщина-алхимик, предположительно жившая в I[1] или III[2] в. н. э.; возможная основательница александрийской алхимической школы, изобретательница ряда химических аппаратов и процессов, используемых по сей день.
Происхождение
Большинство историков считают Марию еврейкой[3][4][5]. Алхимик Олимпиодор (IV в. н. э.) приводит знаменитый отрывок, из-за которого Марию стали называть еврейкой. Говоря о «святости» своей книги (трактата «О печах и приборах», сохранившегося в пересказе Зосима Панополита), Мария предостерегает: «Не прикасайся к ней (если ты не из рода Авраамова), когда ты и впрямь не из нашего рода». Смысл этой фразы не вполне ясен, так как отрывок, заключенный в скобки, некоторым представляется глоссой, вставленной в текст позднейшим переписчиком.
Некоторые ошибочно отождествляли Марию Пророчицу с Мириам-пророчицей (сестрой Моисея) или с Марией Магдалиной.
Швейцарский исследователь Курт Зелигманн считает, что прозвище Марии «еврейка» неверно, считая, что скорее её следовало бы назвать «Марией гречанкой».
Мария упоминается Зосимом Панополитом в IV в. в наиболее раннем сохранившимся со наших дней алхимическом трактате.[6], а также александрийским алхимиком Останесом.[7]
Открытия
Мария Профетисса была изобретателем бенмари — водяной бани особой конструкции, используемой в алхимии и химии.[8] Баня позволяла очень медленно нагревать вещества, и сегодня она используется в кулинарии при нагреве соусов.[9] Она также была создателем керокатиса — закрытого сосуда, в котором подвергались воздействию пара тончайшие пластинки различных металлов, и трибикоса — аппарата, напоминающего перегонный. При помощи этих аппаратов, обладая знаниями о разной температуре кипения различных жидкостей, Мария Профетисса научилась разделять жидкие смеси на отдельные вещества. Это были первые шаги на пути к производству крепкого алкоголя и эссенций.[10]
Философские взгляды
Ей приписывается высказывание: «Одно становится двумя, а два — тремя, и [благодаря] третьему одно — четвёртое». (Аксиома Марии) К. Юнг толковал эту мысль как путь к индивидуализации.[11]
См. также
Примечания
- ↑ Maria the Jewess // World of Chemistry (неопр.). — Thomson Gale[англ.], 2006.
- ↑ Chemical History Tour, Picturing Chemistry from Alchemy to Modern Molecular Science Adele Droblas Greenberg Wiley-Interscience 2000 ISBN 0-471-35408-2
- ↑ Иудейская Мария (недоступная ссылка)
- ↑ Алхимия — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Евреи в истории алхимии (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 июля 2011. Архивировано 9 января 2017 года.
- ↑ José María de Jaime Lorén. 2003. Epónimos científicos. Baño María. María La Judía. Universidad Cardenal Herrera-CEU. (Moncada, Valencia). (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 марта 2009. Архивировано 23 марта 2009 года.
- ↑ Berthelot, "La Chimie au Moyen-Âge, " iii. 125
- ↑ E.J. Holmyard, Alchemy, 1957 (New York: Dover, 1990), pp. 48f
- ↑ И.Лазерсон, С.Синельников, Т.Соломоник. За столом с Ниро Вульфом или секреты кухни великого сыщика [1]
- ↑ Ольга Лепеха. Съедобная бумага и спагетти из мозгов, или Зачем на кухне алхимия? [2]
- ↑ Юнг К. Г. Психология и алхимия.
Ссылки
- Mary the Prophetess: The Dialogue of Mary and Aros on the Magistery of Hermes
- Haeffner, Mark. The Dictionary of Alchemy: From Maria Prophetissa to Isaac Newton. The Aquarian Press, London, 1991. ISBN 1-85538-085-4