Марионетки (фильм)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Марионетки
Постер фильма
Жанр кинокомедия
Режиссёр Яков Протазанов,
Порфирий Подобед (сорежиссёр)
Автор
сценария
Владимир Швейцер,
Яков Протазанов
Оператор Пётр Ермолов
Композитор Леонид Половинкин
Художник-постановщик Моисей Левин,
Сергей Козловский
Кинокомпания «Межрабпомфильм»
Длительность 97 мин
Страна  СССР
Год 1934

«Марионе́тки» — чёрно-белый художественный фильм режиссёров Якова Протазанова и Порфирия Подобеда, политический памфлет 1934 года. Вышел на экраны 3 февраля 1934 года[1].

Сюжет

Герои фильма носят имена семи нот — До, Ре, Ми и т. д. Действие происходит в вымышленном европейском королевстве Буфферия, где заправляют фашисты и капиталисты. Тайные правители страны принимают решение сменить короля. Наиболее подходящей кандидатурой на престол кажется принц-алкоголик До (Анатолий Кторов), погрязший в долгах.

Но по дороге в столицу он выпадает из аэроплана в реку, а когда, чудом оставшись в живых, добирается — оказывается, что вместо него королём объявлен принятый за него парикмахер Соль (Сергей Мартинсон). Поначалу последний теряется, но его ответы невпопад быстро истолковываются «как надо», в духе политической ситуации. Так, на вопрос о мерах по урегулированию государственного кризиса Соль вспоминает «горячие компрессы, свинцовые примочки», что приводит в восторг лидера фашистов, Фа (Константин Зубов).

Постепенно Соль входит в роль и делает всё более резкие заявления. Фильм заканчивается тем, что Буфферия нападает на Советский Союз, но на самом деле все герои этого фильма — марионетки, а все верёвочки от них сходятся в одни руки.

В ролях

В удивительно лёгкой, почти праздничной атмосфере шла работа над сценарием и над постановкой фильма «Марионетки». Всё как-то счастливо сошлось в работе — и весёлое искусство мастера комедийной режиссуры Протазанова, и ироническая музыка Половинкина, и удивительный актёрский ансамбль. В самом замысле — облечь острейшую тему тогдашней международной обстановки в одежды лёгкой, почти гротесковой комедии — была известная доля дерзости и художественного риска. Но опытный, старый мастер Протазанов очень непосредственно и молодо пошёл навстречу этой дерзости и риску.
В центре комедии был своего рода дуэт легкомысленного короля и глупого парикмахера, тонко разыгранный А. Кторовым и С. Мартинсоном.

«Известия» писали, что авторам «удалось создать большой комедийный фильм на политическую тему. Фильм высококультурный, не уступающий по своему оформлению лучшим заграничным образцам и даже во многом превосходящий их». «Нью-Йорк таймс» не без горечи констатировал: «Большевистский медведь начинает улыбаться…»

Владимир Швейцер, кинодраматург[2]
В титрах не указаны

Съёмочная группа

Премьеры

  •  СССР — 3 февраля 1934 года
  •  США — 7 мая 1934 года

Примечания

  1. Советские художественные фильмы. Т. 2, 1961, с. 45.
  2. Швейцер В. З. Марионетки // Советский экран : журнал. — 1967. — № 12. — С. 20.

Литература

  • Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог / Сост. Н. А. Глаголева, М. Х. Зак, А. В. Мачерет, Л. А. Парфёнов, В. М. Розина, Э. Л. Сосновский, П. В. Фионов, О. В. Якубович под ред. А. В. Мачерета и др. — М.: Искусство, 1961. — Т. 2: Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — 784 с. — 3000 экз.