Маризь Кемаль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Маризь Кемаль
Имя при рождении Раиса Степановна Кемайкина
Род деятельности поэтесса, публицист, учительница

Маризь Кемаль (настоящее имя Раиса Степановна Кемайкина; род. 1950) — эрзянская поэтесса, писательница, публицист, педагог, общественный деятель, мастер по эрзянской вышивке. Член Союза писателей России с 1996 года.

Биография

Кемайкина Раиса Степановна родилась в эрзянском селе Малое Маресево Чамзинского района, Республики Мордовия, в крестьянской семье.

В 1965 окончила восемь классов в родном селе, затем два года училась в средней школе села Большое Маресево. Далее окончила филологический факультет Мордовского университета имени Огарева, получив квалификацию преподавателя русского языка и литературы.

С 1972 по 1975 год работала учителем в школе родного села. Помимо своего основного предмета вела немецкий и эрзянский языки. Причем вести уроки эрзянского не было большого желания: она не заканчивала национального отделения вуза.

Вернувшись в Саранск, работала в газете «Эрзянь правда» в должности корректора. Это послужило хорошей базой: Раиса Степановна окончательно срослась с языком и перешла далее в отдел культуры, которым тогда руководил Г. П. Ласкин. Ещё через год стала работать в отделе партийной жизни, под руководством Н. М. Симдянова.Первые стихи были опубликованы к 1980 году.

Далее продолжила трудовую деятельность в Мордовской республиканской библиотеке им. А. С. Пушкина.

С 1985 по 1988 годы — заведующая отделом поэзии в литературном журнале «Сятко», с 1989 года является ответственным секретарём детского журнала «Чилисема» на эрзянском языке.

Владимир Ромашкин ("Торама") и Маризь Кемаль ("Ламзурь"), сидят рядом

Произведения

В августовском 1980 года номере «Сятко» было опубликовано стихотворение «Эйкакшчинь лавсь» («Колыбель детства»), далее так же часто публиковалась в данном журнале. Участница ежегодных семинаров молодых литераторов.

В 1987 году вышел общий сборник четырёх авторов «Маней васолкст», куда также вошла большая подборка её стихов. В 1988 году Мордовское книжное издательство выпустило первый её сборник «Лавсь» («Колыбель»). Основным лейтмотивом которого стало детство и юношеские годы.

Второй сборник, «Штатол» («Свеча», 1994), представляет собой философские размышления поэтессы о жизни, о судьбе эрзянского народа и своем национальном самосознании. Сюда вошли стихи и поэма «Мон — эрзян!» («Я — эрзя!»), в которой она предстаёт как сложившаяся личность с национальным самосознанием.

Результатом многолетнего изучения фольклора эрзян явились сборник очерков «Сынь ульнесть эрзят» («Они были зрзянами») и книга сказок «Евксонь кужо» («Сказочная поляна») об известных представителях эрзянского народа.

В 1998 году её стихи вышли в сборнике «Ниле ават — ниле морот» («Четыре женщины — четыре песни», издано в Таллинне).

Одним из многих произведений поэтессы является небольшое стихотворении «Степан Эрьзя марто кортнема» («Разговор со Степаном Эрьзей», 1998), посвящённое известному скульптору Степану Эрьзя (Нефёдову), в котором заостряется проблема утраты культурного наследия и судьбы эрзянской нации. [1]

Эрзянское моление "Раськень озкс" и ритуальная свеча Штатол

Общественная деятельность

В 1989 году стала одним из создателей культурно-просветительского общества «Масторава», а также первым его секретарем. С 1993 по 1997 годы — основатель и руководитель женского движения «Эрзява», организует самодеятельный фольклорно-этнографический ансамбля «Ламзурь», работа в котором велась при содействии Владимира Ромашкина, основателя другого известного коллектива "Торама". Её статьи того периода касаются проблем языка, этнического самосознания, традиций народа. Начинает печататься в газете «Эрзянь Мастор».

Будучи активной участницей эрзянского неоязыческого движения, возглавляла первые вновь возрожденные традиционные эрзянские моления, в частности «Раськень Озкс». Считает христианство «придуманной и навязанной» эрзянам религией: «Мы должны не играть в веру, а молиться нашим богам, тогда мы и наш народ будем спасены; наше сознание действительно вернётся к естественной вере; мы вновь будем частью природы и космоса, преодолеем навязанное нам, придуманное христианство». Впрочем, как вспоминала сама Кемайкина, в своих обрядах ей приходилось импровизировать. По мнению доктора социологических наук О.А.Богатовой, происходит «переизобретение» ритуально-символического комплекса. [2][3]

Маризь Кемаль со своей книгой "В шесть рядов рубашка вышита"

Мастер эрзянской вышивки

При изучении эрзянских традиций знакомится с известной в Мордовии вышивальщицей эрзянских узоров — Игнатьевой Людмилой Фёдоровной, членом Союза художников России с 1991 года. Учится у неё искусству эрзянской вышивки. В 2019 году выходит книга "Котова таргазь монь палям..." ("В шесть рядов рубашка вышита"), где в авторах Маризь Кемаль указывает и свою наставницу, воздавая таким образом дань памяти уже ушедшей мастерице. В книге описаны методы и способы национальной вышивки, представлены фотоматериалы.

Примечания

  1. Казанцева Т.М. Оригинальность художественного осмысления образа С. Эрьзи в стихах мордовских поэтов // Финно-угорский мир. — 2012. — № 3/4. — С. 45-49.
  2. Филатов С., Щипков А. Эрзянки молятся Инешкипазу// Эрзянь Мастор. 1995. № 4. С. 4.
  3. Богатова О.А. Присвоение исторических ландшафтов в процессе конструирования новых сакральных пространств в контексте региональной политики идентичности // Исторические исследования. Журнал Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. — 2016. — № 4. — С. 125-138.

Ссылки