Маоз, Самуэль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Самуэль Маоз
ивр.שמואל מעוז‏‎
На 66-м Венецианском кинофестивале в 2009 году.На 66-м Венецианском кинофестивале в 2009 году.
Место рождения Тель-Авив, Израиль
Профессия кинорежиссёр, сценарист
Карьера 2009 — наст. время

Шмуэль Маоз, более известен как Самуэль Маоз (ивр.שמואל מעוז‏‎; род. 23 мая 1962) — израильский кинорежиссёр и сценарист.

Биография

Сын водителя автобуса и медицинской сестры, в 13 лет получил в подарок на бар-мицву 8-мм кинокамеру и плёнку на четыре минуты воспроизведения, поскольку родители знали о его увлечении кинематографом. В 1982 году в период Ливанской войны, будучи призывником, 45 дней находился в зоне боевых действий (30 дней — в своём танке на месте наводчика орудия). В первый день войны, 6 июня, в 6.15 утра, выполняя приказ, произвёл выстрел по приближавшемуся к его танку пикапу и впоследствии называл этот момент переломным в своей жизни. В интервью Маоз говорит о главном психологическом отличии войны 1982 года от предыдущих израильских войн, в которых друг другу противостояли регулярные армии в единой униформе — в Ливане насчитывалось около десятка вражеских группировок, участники которых зачастую ходили в гражданской одежде. В 1988 году, окончив театральную школу Бейт Цви[en], где изучал кино, попытался написать сценарий о пережитом, но забросил его, не совладав с эмоциями. В 2006 году началась Вторая ливанская война, что заставило Маоза прервать молчание — его малобюджетный фильм «Ливан», в котором он выступил в качестве сценариста и режиссёра, произвёл сенсацию и был удостоен «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале 2009 года, а также четырёх израильских премий Офир и 14-й премии Рая Сатьяджита[1].

В 2017 году новый фильм режиссёра — «Фокстрот» — получил на 74-м Венецианском кинофестивале Гран-при жюри «Серебряный лев[it]*»[2]. Картина представляет собой семейную трагедию, сюжет разбит на три действия. В первом родители призывника Джонатана Фельдмана получают известие о его гибели, которое предположительно оказывается ложным из-за путаницы — возможно, в действительности погиб тёзка и однофамилец. Во втором действии зритель видит патруль из четырёх израильских солдат, один из которых Джонатан Фельдман, но остаётся в неведении — тот ли это солдат, о чьих родителях вёлся рассказ в первой новелле, или другой. В третьей части автор обобщает взгляд на эволюцию боли и ненависти в израильском коллективном сознании, ведущую к духовной усталости[3]. В Израиле лента вызвала неоднозначные отклики, поскольку армия относится к числу наиболее уважаемых в этой стране институтов. Маоз заявляет в ответ, что не может быть благополучной страна, где критиков объявляют предателями, и что лично он занимает ту позицию, которую занимает, поскольку испытывает боль за свою родину и действует ради любви к ней[4].

Фильмография

  • «Полное затмение» (2000) — документальный
  • «Ливан» (2009)
  • «Manybuy» (2013) — короткометражный
  • «Венеция-70. Перезагрузка будущего» (2013) — документальный
  • «Фокстрот» (2017)

Примечания

  1. Rachel Cooke. Samuel Maoz: my life at war and my hopes for peace (англ.). The Guardian (2 мая 2010). Дата обращения: 18 сентября 2017. Архивировано 14 сентября 2013 года.
  2. Fulvia Caprara. Trionfa la favola di Del Toro: “Viva la vita, l’amore, il cinema” (итал.). la Stampa (10 сентября 2017). Дата обращения: 10 сентября 2017. Архивировано 10 сентября 2017 года.
  3. Xan Brooks. Foxtrot review – Samuel Maoz's fierce nightmare vision of Israel (англ.). The Guardian (4 сентября 2017). Дата обращения: 19 сентября 2017. Архивировано 18 сентября 2017 года.
  4. The Latest: Director Maoz defends film from Israeli critics (англ.). The Washington Times (9 сентября 2017). Дата обращения: 19 сентября 2017. Архивировано 20 сентября 2017 года.

Ссылки