Перейти к содержанию

Мануил Хрисолор

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мануил Хрисолор
Μανουήλ Χρυσολώρας
Дата рождения ок. 1355
Место рождения Константинополь
Дата смерти 15 апреля 1415(1415-04-15)
Место смерти на пути в Констанц
Род деятельности гуманист

Мануи́л Хрисоло́р (греч. Μανουήλ Χρυσολώρας; ок. 1355, Константинополь (ныне — Стамбул) — 15 апреля 1415) — учёный византийский грек, первым познакомил Западную Европу с греческой литературой.

Биография

Родился в Константинополе около половины XIV века. Слава Хрисолора как ритора и философа привлекала в Византию учеников из Италии, где в то время с особенной силой пробудился интерес к гуманистическим знаниям. Около 1393 Хрисолор был отправлен Мануилом II на Запад просить о помощи против турок. Во Флоренции ему устроили триумфальную встречу. Благодаря стараниям Салютати он получил приглашение занять профессорскую кафедру во Флорентийском университете, с обязательством учить греческому языку всех желающих. Из его учеников многие были видными деятелями раннего гуманизма. В 1400 Хрисолор покинул Флоренцию и переехал в Милан, куда его звал прибывший на Запад Мануил Палеолог. До 1402 Хрисолор преподавал в Павийском университете, продолжая играть роль доверенного царя Мануила и собирая деньги на войну с турками. Вернувшись в Константинополь, он ещё несколько раз посещал Италию в качестве императорского посла, а в 1408 окончательно покинул свою родину и вскоре поступил на службу в папскую курию. В 1413 он вел с императором Сигизмундом переговоры о месте будущего собора. В Констанце он служил переводчиком при греческом посольстве; он скончался по пути в Констанц в 1415 году.

Заслуги

Судя по восторженным отзывам учеников, Хрисолор был глубоким знатоком и превосходным учителем греческой литературы и философии. Среди греков, знакомивших Запад с древней эллинской литературой, Хрисолору принадлежит одно из виднейших мест. Основная его заслуга — заслуга педагога, к которому стекались толпы слушателей и которых он заражал своей увлеченностью языком и литературой Древней Греции. Гуарино, учившийся у него ещё в Константинополе и боготворивший своего наставника, сравнивает его с солнцем, озарившим погруженную в глубокий мрак Италию. Среди его учеников были Леонардо Бруни, Палла Строцци, Гуарино и Франческо Филельфо. После смерти своего учителя Гуарино сказал, что Италия должна была бы поставить ему золотую статую и триумфальные колонны. Ученики написали в память своего учителя несколько сочинений в стихах и прозе, а Гуарино собрал их в один том под названием «Хрисолориана». Однако как ни плодотворна была деятельность Хрисолора в Италии, роль его в истории гуманистического движения сводится к «простой передаче технических сведений» (Корелин).

Сочинения

Сочинения Хрисолора делятся на богословские, грамматические, переводные и письма. Хрисолор принадлежал к числу немногих византийских греков, защищавших католичество. Накануне падения Византии и в самый разгар стараний об унии полемика с латинством особенно обострилась; как бы в ответ на эти нападки Хрисолор написал сочинение об исхождении Св. Духа от Отца и Сына и перевел на греческий язык католические молитвы. Его «Вопросы по грамматике» (Ερωτήματα γραμματικά) обработал Гуарино. Не владея в совершенстве латинским стилем, Хрисолор перевел Платоново «Государство» дословно.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Будьте внимательны: там перепутали немецкий Констанц и румынскую Констанцу.