Перейти к содержанию

Мандат (пьеса)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мандат
Афиша первой постановкиАфиша первой постановки
Жанр комедия
Автор Николай Эрдман
Язык оригинала русский
Дата написания 1925

«Мандат» — первая большая пьеса Николая Эрдмана, которая выросла из опыта работы в театре Сатиры и вобрала в себя многие мотивы, характерные для тогдашней сатирической драматургии.

Семья Гулячкина пытается приспособиться к новой жизни, поэтому у них картина имеет две стороны, а на жизнь герой Павел смотрит через дырку, чтобы вовремя подстроиться под ситуацию. Нелепые попытки примазаться к настоящему, вздохи об ушедшей жизни, мещанский быт вымирает стремительно.

Замечательная языковая игра: Надежда Петровна говорит «Да когда же настанет это старое время» — это уже абсурд, так как старое время настать не может вообще[что?].

В интервью газете «Вечерняя Москва» Мейерхольд так охарактеризовал пьесу Эрдмана: «Современная бытовая комедия, написанная в подлинных традициях Гоголя и Сухово-Кобылина. Наибольшую художественную ценность комедии составляет её текст. Характеристика действующих лиц крепко спаяна со стилем языка».

Герои пьесы разоблачают сами себя. У них иллюзорное представление о возможности врасти в революцию, утвердиться в ней, так как герой сам себе написал мандат, но сам же этого и боялся. Эрдман пытался показать бесполезность попыток людей перестроить жизнь на свой лад. Но здесь обывательщина вырастает до символа, выступает как сословие вечное и неистребимое. Когда Гулячкин говорит, что он со своим мандатом всю Россию перестреляет, то здесь уже просматривается воинствующее истерическое состояние, которое переходит в наступление.

В этой пьесе изображён быт нэпмана, но здесь есть лишь узкий участок современной действительности, поэтому пьеса имела громкую, но недолгую славу. В течение года спектакль по пьесе Мандат прошел в ГосТиМе 100 раз.

Поэт Ю. С. Энтин и композитор Д. Ф. Тухманов по мотивам комедии создали мюзикл «Вечер в Копенгагене».

Постановки

Литература

  • Волков Н. «Мандат» («Премьера актера») // Известия. – 1925. – 25 октября. – С. 4.
  • Адонц (Петербургский) Г. Театр и советский быт // Жизнь искусства. – 1925. – № 27. – С. 3.
  • Верховский Н. «Мандат» (Театр им. Мейерхольда) // Ленинградская правда. – 1925. – 26 авг. – С. 4.
  • Э. П. Гарин. С Мейерхольдом. М.: Искусство, 1974.
  • Марков П. А. «Мандат» (Театр им. Вс. Мейерхольда) // Марков П. А. О театре: в 4-х т. Т. 3. Дневник театрального критика. 1920–1929. – М.: Искусство, 1976. – С. 269—271.
  • Смоляницкий, М. В. Постановка пьесы Н. Р. Эрдмана "Мандат" в театре имени Вс. Мейерхольда : (Эпизод из истории общественного сознания середины 20-х гг.) // Зеркало истории : Двадцать лет кружку истории древности и средневековья. М., 1992. - С. 109—122.
  • «Мейерхольд начинает удивительный путь» // Мейерхольдовский сборник. Вып.2: Мейерхольд и другие. Ред.-сост. О. М. Фельдман. М.: ОГИ, 2000. - 768 с. ISBN 5-900241-20-3 Содержание раздела:
    • Дискуссия о «Мандате» в труппе ТИМа. 27 февраля 1925
    • Юрий Заяц. Когда написан финал «Мандата»
    • Н. Р. Эрдман. Первоначальный финал «Мандата»
    • Н. Р. Эрдман. «Мандат». Фрагмент окончательной редакции третьего акта
    • Олег Фельдман. Как шло обсуждение «Мандата» в театральной секции РАХН
    • Беседа в театральной секции РАХН о постановке пьесы Н. Р. Эрдмана «Мандат» в Театре имени Вс. Мейерхольда 11 мая 1925.