Мамедов, Мирза Мухтар

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мирза Мухтар Мамедов
азерб. Mirzə Muxtar Ağa Mirzə Əli Əsgər oğlu Məmmədov

Мирза Мухтар Ага Мирза Али Аскер оглы Мамедов (азерб. Mirzə Muxtar Ağa Mirzə Əli Əsgər oğlu Məmmədov; 18411859, Шуша, Шушинский уезд, Елизаветпольская губерния, Российская империя16 января 1929, Баку, Азербайджанская ССР, СССР) — азербайджанский актёр, один из создателей театра в городе Шуша, ханенде, поэт, педагог, музыковед, член литературного общества «Меджлиси-фарамушан»[1].

Биография

Мирза Мухтар Мирза Алескер оглы родился в городе Шуша. Год его рождения в различных источниках указан как 1841, 1842, 1852 и 1859[2]. Его отец, Мирза Али Аскер, был исполнителем на таре и кяманче и был удостоен звания придворного ханенде во дворце Мехдигулу-хана[3]. Мирза Мухтар получил первое образование у своего отца и научился у него мугаму[4]. Он учился сначала в медресе, а через два года в русско-татарской школе, овладев персидским и русским языками. Он был известен как автор лирических стихов и газелей на азербайджанском и персидском языках с подросткового возраста. Кроме того, он активно участвовал в мугамных собраниях Харрата Гулу, исполнял мугамы Сегях[az], Махур-Хинди[az], Гатар баятысы. Кроме того, он с ранних лет занимался преподавательской деятельностью в Шуше. Карабахская интеллигенция в знак уважения называла его «Мирза»[5].

Поскольку Мирза Мухтар знал русский и армянский языки, он регулярно смотрел театральные постановки на русском и армянском, ставившиеся в «Зимнем клубе» в Шуше в 1860-х и 1870-х годах, и в этот период родилась идея подготовки пьесы[3]. В 1870 году спектакль «Гаравелли», подготовленный по случаю праздника Новруз, был положительно встречен местным населением[6]. В том же году комедия Мирзы Фатали Ахундова «Хаджи Кара» была поставлена ​​во дворце Гаджи Гулулар собравшей интеллигенцию (в основном педагогов), но в силу определённых причин спектакль не увенчался успехом[2]. Он снова подготовил эту комедию для сцены в 1874 году. В последующие годы была поставлена ​​комедия «Хаджи Кара» с участием Мирзы Мухтара[5]. Ещё в 1880 году он играл эту пьесу в казарме, расположенной в Шуше[7]. Начальный этап деятельности Мирзы Мухтара Мамедова до 1883 года был связан с Шушой. В 1883 году Мирза Мухтар переехал в Гянджу и работал там учителем, затем отправился в Тифлис, чтобы учиться в частной гимназии и преподавал в азербайджанско-русской начальной школе. Здесь он продолжил выступать в группе самодеятельности и подготовил к исполнению небольшие фарсы Султан Меджида Ганизаде, Наджаф-бека Везирова, Абдуррахим-бека Хагвердиева[5]. Участвовал в одноактном музыкальном спектакле «Меджнун на могиле Лейли[az]», показанном в 1897 году[8].

В 1899 году Мирза Мухтар переехал в Баку и стал учителем в одной из здешних школ, где познакомился с любителями театра города. В частности, его связи с Зейналов, Джахангиром Зейналовым, Мухаммедом Альвенди и Абульфатом Вели сделали его известным в театральной среде Баку[5]. В 1905 году Мирза Мухтар перестал преподавать и занялся театральной деятельностью[3]. При этом он стал членом «Второго мусульманского драматического общества», культурно-просветительских обществ «Хамият», «Ниджат», «Сафа», «Группы оперных артистов» Гусейнкули Сарабского, «Дирекции братьев Зульфугар-бека и Узеира Гаджибеков», выступал в театральных труппах «Союза мусульманских артистов» Аббас-Мирзы Шарифзаде[6]. Абдуррахим-бек Хагвердиев и Узеир Гаджибеков знали Мирзу Мухтара из Шуши как актёра, театрального организатора и певца. Поэтому в конце 1907 года Мирза Мухтар был одним из первых приглашённых для подготовки первой азербайджанской оперы «Лейли и Меджнун», которая репетировалась в доме просветителя Имрана Гасымова (Кенгерли) и в гостинице «Исламия». Он исполнил роль Абдула Кайса (отца Меджнуна) в первом исполнении оперы 12 (25) января 1908 года. В следующих оперных премьерах Узеира Гаджибекова он сыграл роль визиря в «Шах Аббас и Хуршид Бану» и шаха Исфахана в «Асли и Керем»[5].

Из-за отсутствия актрис в преклонном возрасте Мирза Мухтар сыграл тётю Джахан в «Аршин мал алан» Узеира Гаджибекова, Хасангулу-бека и Гюльназ в «Мешади Ибад», Йетер в «Муже и жене», комедии Наджаф-бека Везирова «Хаджи Гамбар» Йетер , «Беда-Фахреддина», Паризад в трагедии «Хюрю», Гюльджамал в «Шамдан-бек» Наримана Нариманова, в «Вечернее терпение полезно» Султан Меджида Ганизаде. Затем в разножанровых пьесах Сафар-бека, Аракела и Саркиса («Хаджи Гара», Мирза Фатали Ахундов), Забита и Ширую («Демирчи Гава», Шамседдина Сами), Ибрагима («Газават», С. Ланской) , священника («Беглецы», Фридрих Шиллер), солдата-добровольца, Акбер-шаха Хинди («Родина» и «Чёрная беда», Намыка Кемаля), Кайсарова («Наполеоновская война или пожар Москвы», Бахметов), и многих других. Он сыграл большинство этих ролей в нескольких постановках[5][6]. В 1913 году состоялся юбилейный вечер по случаю 40-летия сценической деятельности Мирзы Мухтара, с участием юбиляра были показаны сцены из опер «Рустам и Зохраб», «Лейли и Меджнун» Узеира Гаджибекова[9]. В марте 1918 года во время массовых погромов, учинённых армянскими отрядами в Баку, дом Мирзы Мухтара был разрушен, а его имущество уничтожено. В номере газеты «Басират» от 17 ноября 1918 года была опубликована статья «Артист-попрошайка». Братья Гаджибековы, узнав о тяжёлых условиях жизни театрального деятеля, назначили ему ежемесячную пенсию в размере 500 манатов[5]. В последние 10 лет жизни Мирзы Мухтара он занимался музыковедением и участвовал в заседаниях учёного совета под названием «мугамная комиссия», состоявшего из ханенде и музыкантов[10]. Мирза Мухтар Мамедов скончался 16 января 1929 года в Баку[5][11].

Примечания

  1. Nəsrəddin Qarayev. XIX əsr Azərbaycan ədəbi məclisləri. — Bakı: Nurlan, 2012. — S. 325
  2. 2,0 2,1 Flora Xəlilzadə. Milli teatrımızın qaranquşu // "Azərbaycan" qəzeti. 7 oktyabr 2013. S. 14.
  3. 3,0 3,1 3,2 Фиридун Шушински. Мирзә Мухтар // Азәрбајҹан халг мусигичиләри. Бакы: Јазычы. 1985. С. 57–67.
  4. Мамедов Мирза Мухтар Ага Мирза Али Аскер оглу // Энциклопедия азербайджанского мугама. Баку: Şərq-Qərb. 2012. С. 151
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 İlham Rəhimli. Mirzə Muxtar Məmmədov // Səhnə fədailəri : [3 cilddə]. 1-ci cild. Bakı: Şərq-Qərb. 2018. S. 9–15
  6. 6,0 6,1 6,2 İlham Rəhimli. Mirzə Muxtar Məmmədov // Azərbaycan Teatr Ensiklopediyası (3 cilddə). 2-ci cild. Bakı: Azərnəşr. 2017. səh. 358–359. ISBN 978-9952-8021-9-1
  7. İnqilab Kərimov. Şuşa-Ağdam teatrı. Bakı: Elm. 2001. S. 16
  8. Məmmədov Mirzə Muxtar Ağa Mirzə Əli Əsgər oğlu // Muğam ensiklopediyası. Bakı. 2008. S. 131.
  9. Mirzə Muxtar // Üzeyir Hacıbəyov ensiklopediyası. Bakı: Şərq-Qərb. 2007. səh. 150. ISBN 978-9952-34-075-4
  10. Firidun Şuşinski. Mirzə Muxtar // Azərbaycanın musiqi xəzinəsi. Bakı: Vətənoğlu. 2015. S. 289–302. ISBN 978-9952-8283-8-2
  11. Mirzə Myxtar // Kommynist. № 15 (2521). 18 janvar 1929. S. 4